Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психической жизни индивида в онтогенезе, обусловливающих формирование и развитие личности.
Развитие психики это сложный и растянутый во времени процесс созревания, становления и функционирования ее процессов, свойств и состояний. Наиболее отчетливо психическое развитие можно наблюдать в периоде роста и последующего взросления ребенка, однако оно не заканчивается достижением взрослости и продолжается до самого конца жизни. Взгляды ученых на протекание данного процесса неоднозначны. Согласно одному подходу развитие представляет собой однородный и постепенный процесс роста психики, как следствие психика ребенка отличается от психики взрослого лишь степенью сформированности ее процессов, т.е. грубо говоря размерами.
Диалектический подход напротив предполагает дискретный характер психического развития, т.е. возможность его расчленения на отдельные этапы и фазы, обладающие своими особенностями, например, повышением или снижением темпов развития, направленностью и повышенной чувствительностью к отдельным группам внешних воздействий. Переход от одной стадии к другой происходит посредством разрешения кризиса как противоречия между устоявшимися формами взаимодействия личности и окружающего мира и новыми условиями в которых они должны протекать. Выходом из кризиса становится новообразование, т.е. качественное изменение психических функций, накопивших достаточный опыт своего применения в отчетной фазе.
Согласно диалектическому подходу психика ребенка и взрослого это два качественно разных субстрата, которые отличаются не только уровнем развитости, т.е. развернутости психических функций, но в первую очередь самим способом осуществления психики, восприятия и осмысления мира, мотивации и регуляции поведения.
Диалектический или дискретный подход является в настоящее время наиболее используемым в науке, на его основе создаются периодизации психического развития как отечественными, так и зарубежными исследователями. Основными разработчиками данного подхода являются именно отечественные ученые (Л.С. Выготский, Г.Ф. Обухова), которыми были сформулированы его основные закономерности:
Закономерности стадиальности и метаморфоз обуславливают диалектический характер развития, через наличие отличных друг от друга стадий, разрешением которых становится качественное изменение психики через обретение новообразования, как метаморфозы прежних психических процессов и функций.
Эволюция и инволюция дополняют данный принцип тем, что в то время как одни психические процессы получают дальнейшее развитие, другие, исторически более ранние формы, напротив угасают, подавляются новообразованиями.
Неравномерность и гетерохронность раскрывают неодинаковый характер развития различных частей психики. В соответствии со спецификой стадий и этапов, одни процессы оказываются более востребованы и активно подвергаются внешним воздействиям, в то время как другие развиваются более медленно. Данная закономерность еще раз подчеркивает, что развитие не протекает линейно даже в рамках одного этапа.
Целостность предполагает, что несмотря на значительные различия в развитии разных функций психики и существование неодинаковых приоритетов на разных стадиях процесс развития психики вообще осуществляется в едином направлении от менее совершенных, к более совершенным формам функционирования.
Дифференциация и интеграция раскрывают динамику развития отдельной психической функции в которой присутствует как ее распад и специализация на отдельные узкие направления, так и последующая интеграция, посредством установления связей на качественно более высоком уровне между ее частями.
Пластичность предполагает широту компенсаторных возможностей психики, для продолжения развития даже под воздействием неблагоприятных факторов среды.
Рассматривая периодизацию этапов психического развития Л. С. Выготский использовал для их обоснования два критерия – это новообразование, появлением которого заканчивается этап и ведущий вид деятельности.
Ведущий вид деятельности представляет собой ту форму социальных взаимоотношений в рамках которой ребенок получает наибольшую возможность для формирования и практики наиболее сензитивных в данном периоде функций. Депривация ведущего вида деятельности влечет за собой замедление как общего темпа психического развития, так и возникновения отставания в развитии отдельных функций.
Всего Выготский выделяет семь этапов психического развития уделяя наиболее подробное внимание детскому периоду:
Период младенчества наиболее интенсивный с точки зрения динамики развития ребенка. Новорожденный ребенок полностью не самостоятелен, его органы и системы еще не адаптированы к внеутробному существованию, основным времяпрепровождением является сон, а активность по отношению к миру детерминирована безусловными рефлексами. Однако уже к 4-5 недели младенец научается фокусировать взгляд и выделять взрослого из обстановки, а к 10-12 формируется комплекс оживления, как первая форма установления контакта. Ведущим вид деятельности до года является эмоциональное общение со взрослым, прежде всего матерью, либо лицом, ее заменяющим. Психическое и физическое развитие на этом этапе крайне взаимосвязаны, отсутствие общения приводит к развитию синдрома госпитализма, который проявляется в замедлении темпов развития, апатичности и индифферентности ребенка по отношению к взрослым, значительно более поздним попыткам сесть, поползти, встать. Главным новообразованием периода является прямохождение. Вместе с ним значительно развиваются восприятие, формируется пассивный словарный запас, появляются первые активные слова.
В период раннего детства ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает нормативные способы взаимодействия и овладения предметами, активно осваивает окружающий его мир, под руководством и при поддержке взрослого. Взрослый по-прежнему играет решающую роль в развитии ребенка, выступая и образцом, и инициатором поведенческой активности. Главными новообразованиями периода выступают самосознание и речь.
В дошкольным периоде ВВД выступает игра, как форма переживания взрослых форм поведения и взаимодействия. Активно развиваются познавательные процессы и воображения. В младшем школьном возрасте наибольшее внимание уделяется учебе, как усвоению общественного опыта, ребенок усваивает социальные нормы и стереотипы, развивается эмоциональная сфера, самооценка.
Подростковый период время эмоционального общения со сверстниками. Формируется подлинная самооценка, Я-концепция, ценности, жизненные ориентации. В юношеском ВВД – профессиональное обучение, происходит самоопределение. Начиная с периода взрослости главную роль и средством развития человека становится труд.