Психология отношений преподавателей и студентов


Психология отношений преподавателей и студентов

Типы преподавателей

Неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса в вузе – это возникающие в процессе педагогического общения отношения преподавателей со студентами. Выявленная структура отношений предоставляет возможности определения их особенностей, характерных каждому качественно новому этапу обучения студентов. Чтобы изучить эти особенности необходимо рассмотреть выявленные типы вузовского педагога в качестве субъекта учебно-воспитательного процесса.

  • Первый тип – профессионал – характеризуется высоким уровнем интеллекта, педагогической направленностью, высоким интеллектом, глубоким знанием собственной специальности, как в теории, так и на практике. Преподаватель должен хорошо владеть методикой, у него отработана система подачи знаний, а также у квалифицированного преподавателя имеется ряд достижений в научно-исследовательской работе в связи с развитой творческой направленностью. Характер экстраверта, который ярко проявляется, помогает преподавателю в установлении положительных отношений с коллегами и студентами. Студенты, как правило, наделяют такого преподавателя нравственным и интеллектуальным авторитетом. Ему стремятся подражать, им восторгаются открыто и хвалят при отсутствии.
  • Второй тип – организатор – его отличает активная направленность на общественную работу. Часто отвлекается, чтобы выполнить различные поручения, на достаточном уровне обладает методикой и специализацией, умеет налаживать контакты со студентами. Вместе с этим у большинства носителей этого типа отсутствует яркое стремление заниматься научно-исследовательской деятельностью, что мешает укреплению авторитета таких преподавателей как среди студентов, так и среди коллег.
  • Третий тип – методист – характеризуется выраженной склонностью к постоянному совершенствованию мастерства преподавания, развитых методических и речевых способностей. Часто его методическая направленность преобладает над научным содержанием материала, но, как правило, сам преподаватель не считает это негативной стороной собственной преподавательской деятельности. Он пользуется авторитетом у студентов со средней успеваемостью, но не всегда могут удовлетворить запросы творческих студентов. Невысокий научный потенциал снижает его преподавательский авторитет. В отношениях со студентами он требовательный, ровный, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.
  • Четвертый тип – ученый – его отличает творческий и аналитический склад ума, склонность к теоретической деятельности и творческой переработке информации. В отдельных случаях его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподаванию, устная речь значительно беднее письменной. Его увлеченность наукой отнимает массу сил и энергии, что сказывается не положительным образом на деловом и межличностном общении со студентами. Отдельные преподаватели данного типа могут конфликтовать со студентами, высказывая и проявляя на деле презрение к недостатку у них знаний и бесперспективности в науке. Из-за сосредоточенности на научной деятельности такой «ученый» недооценивает воспитательную работу. Из-за ограниченности своего воспитательного потенциала он не может полноценно взаимодействовать со студентами.
  • Пятый тип – пассивный – характеризуется индифферентным отношением к любому типу работы в вузе, к которым относят и преподавание, и воспитание, и научно-исследовательскую, и общественную деятельность. Такой преподаватель не пользуется уважением у студентов и авторитетных преподавателей. Контакт со студентами не несет воспитательного потенциала.
Замечание 1

Традиционные отношения внутри системы «преподаватель-студент» напрямую зависят от названных выше типов педагогов и носят субъективный характер.

Особенности взаимоотношений преподавателя и студента

Субъективные педагогические отношения идут без учета особенностей трех этапов обучения студентов, что не способствует формированию нравственной воспитанности будущих специалистов.

Особенности нравственного развития студентов в период адаптации в вузе являются таковыми, что в случае дифференцированных и детальных характеристик отмечается существенная амплитуда колебаний их нравственной устойчивости, при попадании в различные ситуации – от осознанного самоконтроля до легкомыслия.

Одна из наиболее важных проблем – это проблема оказания в преподавательском процессе воспитательного воздействия такого типа, которое бы могло выступить в качестве примера для осуществления студентам социально значимых деловых и межличностных отношений. Необходимо, чтобы студенты на 1-2 годах обучения не отмечали расхождений в отношении к себе преподавателей с моральными принципами, которые были провозглашены в процессе воспитания. Сами преподаватели представляют собой образец справедливости, коллективизма, гуманизма, честности и оптимизма, они должны скрывать от студентов свои недостатки, показывая себя с лучшей стороны.

Замечание 2

В рамках отношений преподавателей со студентами должны активно развиваться обратные связи "студент-преподаватель" как формы младшего партнерства. Стимулирование активных, инициативных обратных связей является важным звеном в воспитательном процессе на средних курсах.

Еще один этап предполагает выстраивание содержания воспитательной деятельности в соответствии с индивидуализированными педагогическими отношениями «на равных». Этим и достигается опосредованное воспитательное воздействие на процесс закрепления и развития позитивных нравственных личностных устоев современного специалиста высокого уровня квалификации. Опосредованность нравственного воспитания адекватным педагогическим отношениям на последних курсах университета становятся педагогической сверхзадачей.

Дифференциация педагогических взаимоотношений в зависимости от каждого из учебных этапов и их единовременная индивидуализация применительно к генотипу и фенотипу каждого индивиду дала возможность в процессе специализированного исследования добиться эффективного формирования социально значимой совокупности нравственный свойств, черт и качеств у специалиста – выпускника вуза.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :