Интерес к проблеме лидерства имеет очень давнюю историю, так как она самым непосредственным образом связана с решением прикладных задач и удовлетворением потребностей общества.
Под лидером понимается человек, способный реализовывать две функции – организовывать людей вокруг себя и воздействовать на них и их взаимоотношения.
Эти две особенности делают лидеров эффективными и позволяют им добиваться успеха в различных сферах деятельности и на разных уровнях от семейного до государственного. В связи с чем вопросы о сущности, причинах, способах воспитания лидерства, становятся особенно важными, так как выбор компетентного лидера способен обеспечить успех всего предприятия, от частного бизнеса до дипломатической миссии или военной кампании.
Наиболее ранние попытки определить лидерство в рамках психологии, были сделаны в теории великих людей. Данная теория предполагала, что лидер – это особый человек, способный эффективно действовать всегда и в любых условиях. Логичным следствием стало предположение, что лидер обладает рядом личностных качеств, обеспечивающих его эффективность. Наиболее часто предлагался следующий список:
Однако идея великих людей, легшая в основу теории черт, достаточно быстро подверглась масштабной критике и в настоящее время существует большое число подходов к проблеме лидерства. Одной из главных проблем теории стала невозможность составить конечный и исчерпывающий список черт лидерства, который позволял бы с уверенность обосновывать наблюдаемый феномен и устойчиво воспроизводить результат через систему педагогического воздействия и психологических тренингов.
В настоящее время в науке понятие лидерства может определяться двумя способами:
При этом следует различать понятия лидера и руководителя. Руководитель – это официальное лицо, назначаемый управленец группы людей, который может даже не являться ее членом и обладает властью обусловленной его статусом. Лидер же всегда выбирается группой, негласно или же открыто и пользуется доверием и поддержкой всех ее членов.
В коллективе позиции лидера и руководителя может занимать один человек, но также они могут не совпадать.
За длительное время исследования лидерства в психологической науке было создано множество теорий и подходов рассматривающих его с различных сторон и по-разному решающих вопрос о его сущности. Среди наиболее значимых можно выделить:
Теория черт представляет собой вариант развития «теории великого человека» К. Брэдом. В ее основании лежит предположение, что человек становится лидером благодаря существованию специфических черт, связанных с лидерством и обеспечивающих его успешность. Всего Брэд выделил около 79 различных черт на основании метаисследования работ по теме лидерства. Однако попытки прикладного применения теории не дали результатов.
Групподинамический подход, напротив, рассматривает лидерство как ситуативный феномен. Согласно данной теории лидером становится тот член группы, который смог лучше других актуализировать собственные черты в сложившейся ситуации. Так, например, при благополучных, либо напротив неблагополучных условиях наиболее эффективно показывают себя лидеры, нацеленные на результат, а в умеренных те, кто нацелен на взаимоотношения.
Системная теория понимает лидерство как результат динамики внутригрупповых, а также межгрупповых взаимоотношений. Интерактивная представляет его в качестве процесса, при котором лидерскую позицию в группе может занять любой ее член, обладающий достаточным статусом.
Когнитивная теория в большей степени рассматривает специфику взаимоотношений лидера и группы. Лидер при этом понимается, как определенных устоявшийся образ, который приписывает ответственность за деятельность коллектива внутренним причинам, в то время как группа – внешним. В теории ценностного обмена выдвигается предположение, что члены группы обменивают собственные характеристики на признание лидерства. Теория лидерских ролей разделяет направленность лидера на группу, как ориентацию на деловые или межличностные отношения.
При рассмотрении феномена лидерства встает вопрос не только о его сущности, но и о значимых характеристиках, обуславливающих процесс его протекания и реализации. К числу таких характеристик можно отнести стили или модели лидерства.
Рассматривая феномен лидерства с точки зрения организации взаимоотношений между лидером и группой можно выделить три основных стиля:
Авторитарный, предполагает жесткое доминирование лидера, его позицию сверху над группой. Авторитарный лидер единолично принимает решения и регламентирует взаимоотношения между членами коллектива, подавляя инициативу снизу.
Демократический подразумевает позицию на равных, коллегиальное принятие решений, при котором лидер активно вовлекает участников группы в совместную деятельность и процессы ее регуляции. Ответственность за принимаемые решения также разделяется между лидером и группой.
Попустительский стиль характеризуется определенной самоустраненностью лидера от процесса принятия решений, предоставлением широкой свободы членам группы.