Психологическая помощь – это комплекс социально-организационных мер по взаимодействию с человеком, которые направлены на содействие его личностному развитию, адаптации к социуму и купирование психологической патологической симптоматики.
Понятие психологической помощи охватывает широкий спектр субъект-субъектного взаимодействия и может оказываться самыми различными специалистами, от психологов и психотерапевтов, до медицинских и социальных работников. Ее реализация осуществляет посредством различных форм и методов, многие из которых в значительной степени смыкаются друг с другом.
К числу основных видов психологической помощи можно отнести:
Целью психопросветительской работы является информирование населения о различных психологических феноменах и состояниях, связанных как с возрастными изменениями личности, так и психическими нарушениями, а также о индивидуально-бытовых средствах воздействия на личность, приемлемых поведенческих паттернах. Просветительская работа имеет большое значение при работе с окружением нуждающейся в помощи личности, будь то проблемный подросток или человек имеющий психогенное заболевание. Централизованное психопросвещение создает в общественном сознании образ психически больного человека, а также стратегии взаимодействия с ним, закладывая гуманистические ценности, а также развеивая мифы, за счет предоставления достоверной информации, по наиболее существенным вопросам.
Психологическая диагностика достаточно редко выступает как самостоятельный вид психологической помощи, как правило, она применяется как необходимый элемент проведения коррекционных или терапевтических мероприятий. Ее цель — это изучение индивидуально-психологических характеристик субъекта, получение объективной информации о его состоянии.
Психоконсультирование направлено на оказание помощи здоровым людям, оказавшимся в сложной бытовой жизненной ситуации. Оно ставит своей целью создание условий, в которых клиент сможет реализовать свои внутренние резервы и возможности, совершить выбор и наметить путь к самореализации.
Психокоррекция предполагает целенаправленное воздействие на пациента, целью которого выступает компенсация зон аномального развития. Наиболее часто психологическая коррекция осуществляется в отношении детей и подростков, чья психика находится в процессе активного формирования.
Психотерапия направлена на лечение больных людей, страдающих от психосоматических невротических и психотических расстройств, в частности на купирование патологической симптоматики и дальнейшую адаптацию к социуму посредством психологического и фармакологического воздействия.
Психопрофилактика – это целостная система различных видов психологической помощи, оказываемой в рамках единого процесса обеспечения психологического здоровья общества за счет реализации комплекса мер по недопущению, диагностике, лечению и реабилитации психологических нарушений.
Ряд исследователей представляют психопрофилактику не как отдельный вид, а как интегрированную форму психологической помощи, в рамках которой реализуются различные ее виды в соответствии с целями и задачами отдельных этапов психопрофилактики. Всего выделяют три вида психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную.
Первичная психопрофилактика направлена на укрепление психологического здоровья и реализации комплекса мер по недопущению развития психических заболеваний. Цели и задачи первичного этапа нашли своей отражение в психогигиене, которая занимается выявлением факторов психологической стойкости и их развитием у отдельных индивидов и общества в целом.
Вторичная профилактика направлена на раннюю диагностику, своевременное и компетентное лечение выявленных психологических нарушений. На данном этапе реализуется психодиагностическая, коррекционная и психотерапевтическая работа. Также ее задачами выступает не утяжеление течения заболевания и препятствие развитию осложнений, а также его хронической формы. Итогом вторичной психопрофилактики становится полное или частичное выздоровление личности, а также прогноз дальнейшего развития заболевания – его хронизации, ремиссии или излечения.
Третичная психопрофилактика направлена на реабилитацию больного. Она включает в себя как собственно психологическую реабилитацию, предполагающую стабилизацию его состояния, предупреждение рецидивов, купирование последствий заболевания, так и адаптацию личности к социуму, а также восстановление ее работоспособности, что достигается в процессе длительной поддерживающей терапии или консультирования.
Содержание психологической помощи, т.е. непосредственно сами методы которые реализуются специалистами при взаимодействии с личностью достаточно разнообразны и различаются как по характеристикам, так и по сфере воздействия в зависимости от теоретических позиций психолога, так и его практического опыта. Характеризую методы психологической помощи с точки зрения инструмента воздействия, можно выделить три большие группы:
Интеллектуальное воздействие направлено в первую очередь на сферу мышления человека, его когнитивные представления о мире, о нем самом, о его месте в этом мире, а также о той позиции, с которой происходит оценивание входящего опыта. Вне зависимости от терапевтической концепции в которой используется интеллектуальное воздействие, оно предполагает поиск и осознание тех представлений, которые вступают в противоречие с реальными жизненными потребностями или состоянием личности, после чего эти представления тем или иным образом переконструируются, либо в новые представления, либо в опыт, который более не имеет для личности определяющего значения.
Эмоциональное воздействие апеллирует к аффективной сфере личности, ее чувственным переживаниям. Как правило, личности требуется помощь в высвобождении или осознании собственных эмоций, она нуждается в понимании и сочувствии специалиста, безопасной атмосфере, в которой сможет обнаружить свои эмоции, не опасаясь осуждения со стороны. Кроме того, личность может погружаться терапевтом в ситуацию переживания сверхсильных эмоций, что может привести к переоценке прошлого опыта, когнитивных представлений, задать толчок для личностного роста.
Поведенческое воздействие связанно непосредственно с коррекцией непродуктивных форм поведения личности и их заменой на новые, более адекватные сложившейся ситуации, потребностям и возможностям личности. При этом изменение поведения влечет за собой изменения в эмоциональной и когнитивной сфере по принципу обратной связи.