Психоанализ и аналитическая психология


Психоанализ и аналитическая психология

Психоанализ представляет собой направление психологической науки, сформировавшееся в конце XIX – первой трети XX века. Возникнув как метод изучения и лечения истерических неврозов, психоанализ быстро завоевал популярность и стал мощным движением, повлиявшим и на развитие психологии, и на культуру, и на само общество.

Психоанализ З. Фрейда

Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд считается основоположником психоанализа. Фрейд разработал динамическую модель психики, которая включала в себя представления о трех ее сферах – сознательном, подсознательном и бессознательном. Бессознательное отделено от первых двух цензурой, которая предстает в виде психической инстанции. В ее функции входит вытеснение в область бессознательного неприемлемых для личности чувств и мыслей, а также оказание сопротивления активному бессознательному, что пытается проникнуть на уровень сознания. Однако бессознательное все равно находит способы, как проявить свое наличие в структуре психики через обмолвки, сны, ошибки памяти, несчастные случаи, неврозы.

Внутри личности Фрейд выделял 3 структуры:

  • Оно (ид) – уровень бессознательного, в котором заложены инстинктивные побуждения и вытесненные переживания, которые оказывают существенное влияние на поступки человека, но не осознаются им как причины действий. Ид выступает как посредник между психическими и соматическими процессами в организме.
  • Я (эго) – осознаваемый уровень, который отвечает за принятие решений, отвечает за безопасность и самосохранение индивида.
  • Сверх-Я (Суперэго) – содержит усвоенные в процессе социализации и воспитания нормы поведения, содержит в себе идеалы и запреты.
Замечание 1

Борьба между ид и суперэго порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию как способ замещения запретных желаний и влечений.

Фрейд также является автором психоаналитической концепции развития человека, согласно которой выделяются следующие стадии:

  • Оральная стадия – период от рождения до 1,5 лет. Либидо сконцентрировано вокруг рта. В зависимости от гипертрофированной или недостаточной стимуляции может произойти фиксация на орально-пассивной или орально-агрессивной фазе. В первом случае это проявляется, например, за счет поиска постоянной поддержки со стороны окружающих, во втором – агрессивное поведение в спорах, стремлении доминировать.
  • Анальная стадия – от 1,5 до 3 лет. Либидо в области ануса. От способа приучения ребенка к туалету зависит тип будущей личности – импульсивный и тревожный при анально-выталкивающем типе или скупой и педантичный при анально-удерживающем типе.
  • Фаллическая стадия – от 3 до 6 лет. Либидо в области половых органов. Застрявшие в этой стадии мужчины стремятся постоянно демонстрировать собственную мужественность, женщины склонны к беспорядочным половым связям.
  • Латентный период – от 6 до 12 лет. Зона концентрации либидо отсутствует. Сублимация в социально-приемлемые виды деятельности.
  • Генитальная стадия – от 12 лет до старости. Либидо находится в зоне собственных половых органов и представителей противоположного пола.

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Психоанализ вызвал много критики. Последующее развитие психоанализа привело к появлению неофрейдизма. Одно из его направлений – аналитическая психология, основанное швейцарским психологом К.Г.Юнгом. Так же как и Фрейд, Юнг в центр своего учения поместил бессознательное, именно оно, по его мнению, занимает ведущее место при объяснении особенностей функционирования психики и поведения человека. Помимо индивидуального бессознательного Юнг ввел понятие коллективного бессознательного.

Определение 1

Коллективное бессознательное – независимая от сознания структура личности, включающая в себя память предков, индивидуальная для каждого человека. Коллективное бессознательно – это «осадок» прошлого опыта в психике человека. Единица коллективного бессознательного – архетип.

Определение 2

Архетип – универсальный символический образ , воспроизводимый бессознательно и формирующий установку к некоторой форме поведения в ответ на определенные стимулы.

Юнг выделил следующие архетипы: персона, анима, анимус, тень, самость.

Также следует добавить, что именно Юнгом были описаны экстравертированные и интравертированные установки сознания, а также введено понятие психических комплексов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :