Психические процессы – это действия, которые происходят в голове человека и отражаются динамически изменяющимися психологическими явлениями: ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением, речью и пр. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Психическим процессам свойственны следующие динамические характеристики: длительность и устойчивость.
Парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ) – это характеристика неравномерности развития отдельных сторон психической деятельности. Развитие детей с несформированностью ВПФ значительно отличается от процесса развития детей, имеющих истинную задержку психического развития.
Парциальная несформированность высших психических функций и процессов имеет некоторые принципиальные отличия. Наиболее ярким, основным отличием детей с несформированными психическими процессами от детей, имеющих разного рода задержанное развитие, выступает то, что в данном случае невозможно говорить только о задержке развития. Опыт многих лет показывает, что дети этой категории развивают по принципиально иному пути, чем дети с истинной задержкой психического развития.
Пути развития двух названных групп детей расходятся еще в раннем детстве и продолжают расходиться в течение всего периода дошкольного детства, а если не приняты серьезные специфические коррекционные меры, то такое расхождение продолжается и в школьном возрасте. Такие дети не могут «догнать» своих сверстников ни к окончанию начальных классов, ни позже.
В дальнейшем симптоматика несформированности когнитивного звена ВПФ принимается за особенности эмоционально-личностного развития, которые позже рассматривают в качестве иных вариантов дизонтогенеза. Например, как разные типы дисгармоний или, в наиболее тяжелых случаях – в качестве тотального недоразвития.
Несформированность ВПФ подразделяется на несколько групп:
С точки зрения диагностики и коррекции, таким разделением отражается специфика проблем детей и определяется направление психологической коррекционной работы, а также участие других специалистов в процессе помощи ребенку.
Парциальная несформированность высших психических функций регуляторного компонента отличается импульсивным поведением, двигательной и речевой расторможенностью. Отмечается быстрая потеря интереса к выполняемой деятельности. Дети испытывают затруднения при освоении программного материала. При этом физические параметры развития остаются соответствующими возрасту ребенка.
Кроме импульсивности в любом типе деятельности, в том числе и в игре, отмечается невозможность контролировать и регулировать поведение ребенка. У него преобладают игровые интересы, хотя и в игре такой ребенок обычно конфликтен и недостаточно критичен. Может отмечаться нарушение в развитии крупной и мелкой моторики, детей отличает неловкость и неуклюжесть, также они затрудняются в понимании сложных речевых конструкций.
Отличительная черта развития познавательной сферы – несформированность произвольности высших психических функций, причем не столько элементарных (память, внимание), сколько высших (контроль и программирование), то есть непосредственно регуляторных процессов. Дети способны выполнять познавательные задачи, соответствующие их возрасту, при достаточном уровне внешней организации деятельности и жестком контроле.
Общая структура и пропорции парциальной несформированности отдельных базовых составляющих неравномерна, среди них отмечается несформированность произвольной регуляции психической активности, начиная с затруднений при удержании двигательной программы, а зачастую и с произвольной регуляцией силы мышечного тонуса.
Формирование пространственный представлений нарушается в основном на уровне вербальных представлений, что вызывает затруднения в понимании отдельных пространственных и пространственно-временных речевых конструкций.
В случае неблагоприятного стечения обстоятельств возможно развитие девиации по двум направлениям:
Парциальная несформированность смешанного типа часто является промежуточным вариантом развития. Эта категория детей наиболее сложная для дифференциальной диагностики.
Детям данного типа развития свойственен достаточно низкий уровень адаптационных возможностей, общее снижение активности и ориентировочных реакций. Зачастую в связи с утомлением начинает проявляться импульсивность, как в общем рисунке поведения, так и в процессе выполнения предлагаемого задания.
В ходе обследования дети этой категории отличаются адекватным поведением, быстрой утомляемостью, потерей интереса и критичности к результату собственной деятельности. Процесс обучения новой деятельности и перенос ее на аналогичный материал замедлен. К особенностям когнитивного развития относят в первую очередь недостаточное развитие операциональной стороны мыслительной деятельности, включая параметры внимания.