Воображение – это психический процесс создания субъективно и объективно новых образов на основании личностного опыта и знаний.
Воображение является одним из малоизученных психических процессов. Традиционная парадигма рассматривает воображение как познавательный процесс, вместе с ощущением, восприятием, мышлением и памятью. При этом воображение часто рассматривается как «вторичный» процесс по отношению к мышлению, дополняющий его деятельность за счет альтернативных механизмов синтеза образной информации. Вместе с тем воображение как предвосхищение результатов и процесса любой психической активности участвует не только в когнитивных, но также эмоциональных и поведенческих процессах. В данном случае более правомерной представляется позиция рассматривать воображение как сквозной процесс психики, предложенная Веккером.
В его общей теории психических процессов, воображение рассматривается как парная психическая функция к памяти. В то время как память обладает способностью переживать события прошлого в настоящем, воображение предполагает альтернативное движение по субъективной оси времени – в настоящее и обратно. Именно благодаря воображению личность способна представить образ результата своей деятельности, не как набор неких характеристик (это деятельность мышления), а пережить его как свершившийся факт, ощутить себя в новом качестве (обладателя автомобиля, рок-звезды, космонавта) и оценить собственное положение с новой точки зрения, отметить его плюсы и минусы, которые не очевидны с позиции настоящего.
Воображение является необходимым компонентом планирования любой деятельности, как предвосхищение ее результата, оно является одной из составляющей мотивации и формирования установки, ожиданий личности. Воображение необходимо при восприятии художественных произведений, позволяя пережить их воспроизведя целостную картину происходящего, наполнив ее эмоциями, действием.
В настоящее время воображение принято разделять на два вида – непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное воображение является онтогенетически более ранним образованием, оно начинает активно функционировать уже с трехлетнего возраста. Образы воображения возникают сами собой, без сознательного контроля и как правило отличаются большой яркостью и силой, часто захватывая сознание личности на определенное время. В рамках непроизвольно воображения в свою очередь выделяют:
Произвольное воображение формируется позднее на базе непроизвольного, как высшая психическая функция. Складывание произвольного воображения происходит в младшем школьном возрасте, в рамках становления волевого контроля всей познавательной сферы и деятельности личности в целом, когда школьник учится подчиняться режиму дня, правилам поведения в классе, на уроке, а также навыкам учения и работы с информацией. Развитие произвольного воображения является такой же важной задачей, как развития процессов мышления и памяти, так как без него восприятие и усвоение учебной программы, а также применение полученных знаний в жизни не может быть полноценным. Произвольное воображение не всегда требует концентрации волевых усилий, однако возникает в ответ на сознательно поставленную задачу, инициируется и управляется самой личностью.
В рамках произвольного воображения также выделяют два вида:
Наиболее известными механизмами воображения выступают агглютинация, т.е. «склеивание» двух разных образов или их частей; акцентирование, т.е. подчеркивание или наоборот преуменьшение одной или нескольких черт образа (основа карикатур); аналогия, т.е. перенос привычного образа в новые условия; типизация, т.е. выделение наиболее ярких, типических проявлений и создание на их основе нового образа и т.д.
Основой развития воображения выступает накопление опыта и знаний личности, формирование той базы, на основании которой будут возникать новые образы. Если в детские и подростковые годы присвоение новой информации является перманентным процессом, который обеспечивается с одной стороны малой базой данных о мире самой личности, с другой спецификой ее основных форм деятельности – игры и обучения, направленных на познание мира, то в зрелом возрасте зачастую мир личности получает тенденцию к замыканию, рутинизации и единообразию.
Формируется привычная колея жизни – дом-работа-семья-друзья, в результате которой число новых впечатлений сокращается, а субъективное течение времени ускоряется, не задерживаясь на уже знакомых событиях. Важным условием развитие воображения, и творческих способностей в целом является не только получение новых впечатлений как таковых, но и формирование способностей находить новые впечатления в привычной обстановке – смотреть на вещи и проблемы под другим углом, искать моменты и виды, наполненные чувством прекрасного, переоценивать свой прошлый опыт, равно как и материальные его носители – накопления давно неиспользуемых вещей, от которых следует либо избавиться, либо дать им новую жизнь.