Воображение – это психический процесс переработки образной информации, результатом которого выступают субъективно и объективно новые образы, предвосхищающие опыт личности.
Существуют различные подходы к пониманию воображения. Традиционный подход рассматривает воображение в качестве познавательного процесса, который дополняет процесс мышления за счет создание качественно новых образов несуществующих, либо никогда ранее не воспринимаемых объектов, участвует в процессах деятельности, образовании мотивов, за счет предвосхищения конечного и промежуточного результатов деятельности, представления объекта удовлетворения потребности.
Подход, предложенный Веккером предполагает понимание воображения как сквозного психического процесса, который связан не только с когнитивной, но также моторной и аффективной сферой, в виде представления движений (проприоцептивных образов), а также предвосхищения эмоций. Согласно позиции исследователя значение воображения заключается в его способности переносить личность в субъективное поле будущего времени и обратно, что обуславливает включение воображения в любую психическую активность.
Наиболее часто выделяют следующие два вида воображения:
Воспроизводящее воображение предполагает конструирование уже известных отраженных в опыте личности образов. Это могут быть образы будущих итогов деятельности и действий. Воспроизводящее воображение активируется при восприятии символической и знаковой информации – чертежей, схем, рисунков, словесных описаний, по которым личность способна воспроизвести целостный образ объекта или явления.
Творческое воображение состоит в продуцировании объективно новых образов, оно лежит в основе научного и художественного творчества, инженерных и конструкторских решений, когда требуется совместить свойства объектов, которые в привычной жизни вместе не встречаются (например, полет при большой массе тела или проходимость как по воде, так и по суше).
Создание образов происходит за счет использование механизмов воображения. Агглютинация представляет собой склеивание разнородных объектов и качеств – кентавр, русалка и т.п.
Гиперболизация заключается в преувеличении или уменьшении объекта или его частей – гигантские роботы, микронаушники и т.п. Аналогия выстраивается через использование известных свойств в новом объекте – плетение паутины, как прообраз капроновой нити и пр.
Прием придача реализуется через приписывание объекту новых, чаще всего мистических свойств – магические амулеты и талисманы, гороскопы и пр. Перемещение представляет собой помещение известного объекта в новую, нехарактерную для него среду. Данный прием чаще всего используется в художественном искусстве через перемещение героев во времени и альтернативных мирах, создание артефактов – например шагающие роботы в период Великой Отечественной войны и т.д.
Воображение представляет собой высший психический процесс, развитие которого тесно связано с усвоением культурно-социального опыта и освоением речи. Воображение не врожденно и развивается постепенно вместе с другими психическими функциями. Современные исследователи выделяют ряд специфических возрастных этапов в развитии воображения:
Первый этап охватывает младенчество и раннее детство. Его можно назвать латентным, поскольку процессы воображения еще не проявляют себя в качестве самостоятельной и специфической психической активности ребенка, они еще только формируются в рамках процессов восприятия и мышления. В рамках восприятия воображение проявляет себя при узнавании образов, помогая «достроить» искаженный или нецелостный образ предмета. В рамках мышления воображение проявляется как представление о желаемом результате деятельности – например башенке из кубиков или пирамидке, которую пытается сложить ребенок. Признаком проявления воображения как самостоятельного процесса является использование в игре предметов заместителей, т.е. не отвечающих их прямому назначению (спичечный коробок – машинка или кровать, фломастер – микрофон и т.д.), что связано с развитием речи и усвоением образцов от взрослых.
На втором этапе воображение реализуется уже как самостоятельный процесс, главным образом через игровую деятельность ребенка. Ребенок не только использует предметы-заместители, но также способен создавать игровые сюжеты и ситуации, критически относится к чужим идеям, самостоятельно инициировать игровую ситуацию.
На третьем этапе воображение выходит за рамки игровой деятельности как в сферу ручного труда ребенка (поделки), так и сочинения рассказов и историй. У ребенка появляются первые мечты и представления о будущем, воображение охватывает эмоциональную сферу.
Четвертый этап завершает и обобщает развитие воображения в дошкольный период, в этот момент воображение дошкольника достигает наивысшей продуктивности, большого разнообразия форм и сюжетов, игровых действий, творческих продуктов. При этом воображение все еще по большей части остается непроизвольным и репродуктивным, т.е. воспроизводящим ранее усвоенные образцы опыта – социальных отношений между взрослыми, сюжетов книг, мультиков, фильмов, собственного опыта общения с детьми.
Пятый этап охватывает младший школьный возраст. В рамках учебной деятельности начинается преобразование всей познавательной сферы ребенка, в том числе и воображения, что выражается в приобретении им активного, произвольного характера. Воображение становится более реалистичным, но в тоже время менее репродуктивным.
Развитие воображения в подростковый период связано с формированием творческого воображения, как специализированной формы креативной деятельности подростка, а также активным развитием эмоционального воображения в тесных межличностных контактах пубертатного периода.