Гуманистическая психология представляет собой научную и терапевтическую школу, которая сформировалась в начале 60-х годов в США. Возникновение гуманистической психологии связано с длительным доминированием психоаналитического и бихевиорального течения в американской психологической науке и вместе с тем, с определенным кризисом данных направлений. Их отмечает определенный редукционизм в отношении психики и ее проявлений, которые попадают в сферу исследования.
Психоанализ концентрирует свое внимание на детских травмирующих переживаниях, патологических желаниях и инстинктах личности, которые согласно его теории управляют ее состоянием и поведением. Бихевиоральный подход и вовсе отказывается от изучения внутренней психической жизни, сосредотачивая все свое внимание на поведении. В терапии для обоих направлений характерна ориентировка в первую очередь на патогенную личность, человека с проблемами, которого нужно «исправлять».
Гуманистический подход был сформирован учеными и практиками, которые встали на диаметрально-противоположную позицию, согласно которой человек изначально ориентирован на гармоничное развитие и не несет в себе патологических задатков.
Предмет – это личность, как целостная система, способная к самоактуализации.
В отличие от бихевиоризма и психоанализа представители гуманистической психологии делают объектом своих исследований в первую очередь самоактуализировавшихся, успешных личностей – ученых, культурных деятелей, бизнесменов, спортсменов и т.д. Таким образом они открывают так называемую «позитивную психологию» высокоразвитой личности, в отличие от дефицитарной психологии личности страдающей от поведенческих или невротических расстройств. Благодаря этому гуманистическую психологию называют еще «третьей силой», противостоящей психоаналитическим и бихевиоральным подходам.
Корни методологического подхода гуманистической психологии уходят в философское направление экзистенцианолизма. Основные идеи данного направления применительно к психологической реальности собраны в сборнике под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология», который стал своеобразным манифестом гуманистического направления. Основные тезисы гуманистической психологии были озвучены в 1964 г. Дж. Бьюджнталем:
В данных положениях четко прослеживается отказ гуманистической школы от естественно-научной парадигмы в психологии. С их точки зрения количественные методы, такие как эксперимент, фиксированное наблюдение, тесты, разрывают данную ткань психологической реальности, вырывают отдельные психические процессы и качества из жизненного контекста, изучая их в неестественных, отвлеченных условиях, что приводит к закономерному искажению данных, так как реальный человек и его психика всегда включены в события окружающей жизни. Не говоря уже о том, что личность реагирует на жизненную ситуацию, как целостная система, а не при помощи изолированных функций.
Идеи гуманистической школы накладывают отпечаток не только на исследовательскую, но и терапевтическую деятельность. В отличии от большинства направлений пациент в клиент-центрированной терапии занимает как минимум позицию на равных с терапевтом, а иногда и руководящую. Терапевт выступает в роли помошника, друга, главная задача которого создать для клиента максимально комфортную обстановку абсолютного принятия. Согласно терапевтической идее, когда клиент почувствует себя в безопасности, он сам сможет рассказать о своем травмирующем опыте, переосмыслить свои переживания, препятствующие реализации уверенных форм поведения.
Конечная цель терапевтического процесса согласно гуманистической психологии – это становление личности на путь постоянного самосовершенствования, движения к абсолютной самоактуализации.
Следует понимать, что установка на абсолютное принятие доминирующая к клиент-центрированной терапии, вовсе не означает попустительского отношения к клиенту. Терапевт обязан открыто высказывать свои чувства по отношению к клиенту, в том числе и негативные, и в тоже время, должен принимать все те чувства и переживания, которые клиент обнаруживает во время терапевтических сессий. Именно принятие, а не пассивное одобрение или соглашательство составляют основу гуманистического подхода.
В рамках гуманистического направления работало множество выдающихся ученых, которые внесли значительный вклад в психологическую науку. Среди наиболее значимых представителей направления можно отметить:
А. Маслоу была разработана теория потребностей и мотивации личности. Согласно ее положению каждый человек стремится к самоактуализации, как высшей форме существования, предполагающей реализацию себя в личной и профессиональной деятельности, в творчестве, установке на развитие, открытости опыту и т.д. Однако для достижения самоактуализации требуется удовлетворение потребностей более низких уровней, начиная от биологических потребностей в пище и безопасности, заканчивая потребностями в социальном признании и любви.
К. Роджерсом было введено понятие «Я-концепции», как основания личности. По сути «Я-концепция» представляет собой самосознание личности, которое содержит 2 вида уровня – реального и идеального Я. Соотношение между собой этих двух частей, а также их содержательное наполнение служит одновременно и регулирующим и мотивирующим механизмом личности. Так, например, когда между реальным и идеальным Я есть несоответствия – хочется быть смелым, но в действительности личность ведет себя нерешительно – возникает мотивация к личностному росту направленная на ликвидацию данного разрыва. Искажение Я концепции, предъявление к себе чрезмерных требований выступают теми факторами, которые блокируют возможности личности, приводят к внутриличностным конфликтам и межличностным проблемам.
В. Франклом было создано собственное терапевтическое направление – логотерапия. Ее основная идея – это поиск смысла жизни, отсутствие которого может привести к развитию депрессивных расстройств и даже суициду. Ш. Бюллером была разработана периодизация жизненного пути личности, включающая 5 стадий. Стадии выделяются на основании специфики целей, которые ставит перед собой личность в данном возрасте и степени их реализации.