Постановка цели как вид психического процесса


Постановка цели как вид психического процесса

Понятие цели

В психологической научной литературе термин «цель» обычно определяет осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направляют все действия человека.

В философской справочной литературе данное понятие трактуется схожим образом. Цель должна направлять и регулировать действия, пронизывая практику в качестве внутреннего закона, которому человек полностью починил свою волю.

Леонтьев А. Н. считал, что процесс постановки целей – это наиболее важное филогенетическое достижение человека как вида, и связывал его с переходом предков человека к социальному образу жизни в рамках совместной деятельности.

В психологической науке известен ряд разнообразных вариантов понимания термина «цель»:

  1. цель как образ будущего результата деятельности;
  2. цель как осознанное, то есть выражаемое словами, предсказание будущего результата планируемого действия;
  3. цель как внутренне представленная мыслительная задача, которая ставится индивидом и руководит, и направляет его поведение и действия;
  4. цель как символическое выражение мысли, образа или идеи, которые являются точкой назначения направленного поведения. В этом понимании цель является понятием, связанным с мышлением и использованием для описания внутреннего состояния организма индивида, а не внешних условий.
  5. цель как мысленное предвосхищение результата деятельности индивида.

В первую очередь, необходимо рассматривать методологические основы теории целеполагания, то есть некоторые «предпосылки», основываясь на которых формулируют основные закономерности протекания процесса целеполагания.

Все эти основы можно свести к трем положениям:

  1. целенаправленные действия отличают социальную жизнь индивида от процессов, которые происходят в природе;
  2. сами цели обуславливаются рядом внешних условий и законов их изменения, познавая которые у индивида появляется возможность использования этих законов, чтобы достичь своей цели;
  3. отсутствие полного совпадения цели и результатов деятельности индивида. Таким образом, подчеркивают объективную роль действительности, а также наличие закономерностей, которые поддаются познанию, а также тех, которые человек реализует в течение своей сознательной деятельности. С другой стороны, обычно отмечают, что человек, при моделировании некоторого результата, не может его полноценно предсказать, то есть даже если ожидаемый результат будет достигнут и цель полностью реализована, могут возникнуть побочные и неуточненные результаты.
Определение 1

Целеполагание – это начало и основа управленческой деятельности. Им предполагается рассматривание прошлого развития, а также анализа настоящей ситуации и постановку будущих реальных целей.

Дилтсом Р. было выделено шесть типов целеполагания:

  1. Чаще всего цели устанавливают относительно настоящего или проблемного состояния как его отрицания. Такие формулировки цели называют негативными и отвечают на вопросы «чего я не хочу?» вместо «чего я хочу?».
  2. Обычная стратегия целеполагания – это процесс определения цели в качестве полярности или противоположности проблемному состоянию. Недостатком такой цели является создание внутренних противоречий и конфликтов, так как она постоянно отсылает нас к проблемным состояниям.
  3. Третья модель целеполагания состоит из использования внешней модели, чтобы определить желаемое состояние. В планировании развития можно сравнить данную модель с более успешным конкурентом. Однако это целеполагание способно вызывать ряд неоправданных ожиданий или негативных ассоциаций, та как в нем не полностью учитывается специфика каждой конкретной организации.
  4. Еще один способ определить цель – обозначить структуру желаемого состояния или перечня желаемых качеств, например, экономичности, узнаваемости, уникальности и пр. Этим открывается доступ к большей гибкости действий и средств. Вместе с этим, такой подход является более обобщенным, а следовательно, подверженным искажениям, упущениям и расплывчатости.
  5. Следующая стратегия формулируется относительно не проблемного состояния или внешнего сравнения, а расширения существующих ресурсных качеств и ее характеризуют слова «больше», «быстрее», «лучше» и пр. Это дает преимущества, так как предполагается, что у индивида уже есть подходящие позитивные качества, он испытывает затруднения, в ситуации протекания борьбы с проблемным состоянием.
  6. Наиболее строгая стратегия, когда индивид переносится из проблемного состояния в желаемое, описывая то, как это было бы, если бы он уже достиг желаемого состояния.

Принципы постановки целей

При постановке каждой цели необходимо придерживаться некоторых критериев:

  • конкретность – всегда необходимо задавать вопрос относительно того, что вы хотите получить от поставленной цели, какой конкретный результат должен быть достигнут;
  • измеримость – всегда необходимо установить себе некоторый измеритель, который позже дает понять удалось ли достичь поставленной цели. Измерительный критерий может быть разным: время, стоимость, то есть необходимо для покупки какой-либо вещи количество денег, количество продаж, время и пр.;
  • достижимость – соотнесение своих личных и профессиональных качеств с поставленной целью, это необходимо для того, чтобы у индивида была возможность рассчитывать собственные возможности при достижении целей, сохранив при этом тонкий баланс затрат собственных усилий и достижением результатов. Необходимо ставить некоторую предельную планку в соответствии с текущими возможностями и опытом, ее ни в коем случае нельзя занижать;
  • значимость – всегда необходимо размышлять о том, зачем та или иная задача должна быть выполнена, насколько важна она для достижения более глобальной цели. Также значимость помогает определять порядок выполнения каждого пункта матрицы целей;
  • время – следует установить сроки, в которые должна быть выполнена цель, причем желательно устанавливать максимально точные задания, с установлением определенного промежутка времени.

Все обозначенные критерии дают возможность более детального описания поставленной задачи, что повышает вероятность воплощения в жизнь именно такой цели, какой ее представляет индивид.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :