Человек существует в реальном мире, который постоянно оказывает на него воздействие, а он, в свою очередь, реагирует на это воздействие каким-либо образом. Психологическое переживание, связанное с восприятием внешнего воздействия, его обработкой и конечным результатом, выраженным в виде поведения, когниции или эмоции – это и есть психический процесс.
Значение психических процессов крайне велико. Хотя они имеют относительно небольшое время существования, в сравнении с психическими состояниями и свойствами, именно процессы обеспечивают оперативное реагирование на изменение внешней и внутренней среды и достижения приспособительного эффекта через внешние реакции. Психические процессы составляют основное содержание человеческого сознания, так как свойства в нем непосредственно не представлены и личность может их лишь рефлексировать, сравнивая свое поведение с поведением других людей, а состояния как правило меняют само восприятие реальности, в связи с чем осознать их крайне сложно, а понимания переживания того или иного состояния происходит уже после выхода из него (влюбленность, паника, депрессия).
Психические процессы обеспечивают решение трех основных задач:
В соответствии с целевым назначением процессы можно разделить на три вида – познавательные, регуляторные и интегративные.
Вместе с тем любое деление психических процессов достаточно условно, т.к. психика в целом и сами процессы недизъюнктивны, т.е. не разложимы на отдельные составные элементы, они взаимосвязаны и перетекают один в другой, в связи с чем не всегда можно локализовать начало и конец того или иного процесса.
Наиболее значимым интегративным психическим процессом является самосознание. Самосознание обеспечивается путем непрерывного сличения информации о состоянии психики во временной перспективе – настоящего с прошлым и ожидаемым будущим. Благодаря этому достигается преемственность психических процессов, сохраняется логика мотивов, убеждений и ценностей, появляются собственные воспоминания.
Наглядной иллюстрацией работы самосознания является феномен автобиографической памяти. Память как познавательный процесс начинает функционировать с первых месяцев жизни ребенка что выражается в узнавании лиц и голосов родителей, накоплении пассивного словарного запаса, формировании двигательных навыков и т.д. Однако возраст первого воспоминания значительно позже и колеблется от двух до трех - четырех лет. Причиной этому является формирование самосознания, когда ребенок не просто запоминает события или факты окружающей реальности, а начинает соотносить их со своей личной историей, т.е. они приобретают субъективный характер, благодаря чему могут сохраняться на всю жизнь.
Более частным интегративным процессом является самооценка, как соотнесение представлений о себе-настоящем, с ожиданиями от себя-будущего и себя-идеального. Самооценка не только объединяет совокупность психических процессов, свойств и состояний в единый рефлексивный образ, но и выполняет регуляторную функцию задавая направления развития личности и цели ее деятельности.
К регуляторный процессам традиционно относят мотивационно-волевую и эмоциональную сферы психики.
Мотивационные и волевые процессы достаточно тесно связаны между собой и нередко взаимозаменяют друг друга в концепциях различных исследователей. Под мотивацией как правило понимают опредмеченную потребность, т.е. такую потребность человека, которая имеет конкретный предмет своего удовлетворения, т.е. цель. Достижение цели и обеспечивается мотивацией – она играет побудительную роль, как инициация деятельности по достижению цели, энергетическую, как обеспечение достаточной интенсивности деятельного процесса и контролирующую, т.е. оценки результатов деятельности и степени удовлетворения потребности.
В тоже время человек испытывает одновременно воздействие самых разных мотивационных процессов, которые отличаются не только своей направленностью (целью), но также напряженностью, субъективной значимостью, валентностью (принятие-непринятие). Регуляция мотивационных процессов, т.е. реализациях одних в противовес других, пуск и торможение мотиваций, осуществляет за счет привлечения волевых ресурсов, как сознательной регуляции деятельности.
Эмоции также оказывают огромную роль на психическую деятельность. Переживание констатирующих эмоций удовлетворения/неудовлетворения предполагает не только оценку действий или событий, но и ее закрепление в опыте личности, так как человек стремится избежать негативных переживаний и получать позитивные эмоции. Аффективные состояния могут энергетизировать и побуждать человека к деятельности, например, любопытство, гнев, либо напротив, успокаивать и расслаблять.
Познавательные процессы ориентированы на изучение как окружающей реальности, так и внутреннего мира самого индивида. Познавательные процессы обеспечивают приспособительный эффект и адаптацию к среде, поскольку направлены на получение, сбор, обработку и хранение информации, а также ее дальнейшее преобразование для принятия решений, прогнозов и получения качественно нового продукта – творчества.
Всего выделяют пять познавательных процессов:
Ощущение и восприятие базируются на работе органов чувств. Результатом их деятельности являются целостные образы объектов и предметов окружающей среды, дифференциация внутренних ощущений организма, формирование сенсорных эталонов и в конечном счете целостного образа мира. Восприятие – это не пассивный процесс, а активная познавательная деятельность, которая включает в свою структуру как элементы мышления – первичный анализ и синтез воспринимаемого объекта, так и моторные акты – движение глазных мышц, ощупывание предмета и т.д.
Мышление и воображение представляют собой процессы переработки информации и синтезирование новых продуктов на ее основе. Воображение отличается от мышление набором средств обработки, которые опираются в первую очередь на ассоциацию и визуальное манипулирование объектами, что позволяет получать фантастические продукты, не имеющие аналогов в реальности.
Память выполняет функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.