Понятие практической психологии
В последние годы практическая психология выделилась в отдельную отрасль, а как специфический предмет ею рассматриваются принципы, методы и формы психологической помощи, психологического содействия, психологической поддержки, а также психологического сопровождения человеческого развития. Одна из основных задач практической психологии, как считала Абрамова, - это задача, затрагивающая обоснование психологического воздействия на человека, чтобы развить его возможности.
В практической психологии принято выделять три уровня решения задач:
- научно-исследовательские задачи – изучение закономерностей развития и формирования человеческой личности, чтобы разработать методологические основы деятельности практического психолога, а также для конструирования способов, средств и методов профессионального применения знаний по психологии в рамках разного рода социальных систем;
- прикладные задачи – предполагают разработку серии специальных программ для обучения, учебных пособий, методических материалов по практической психологии, чтобы подготовить и переподготовить специалистов; для обоснования деятельности служб практической психологии, разработка проектов нормативных документов такого типа деятельности; выработка общих принципов психологического сопровождения личностного развития, а также функционирования учебной группы, трудового коллектива и любого другого объединения людей;
- практические задачи зависят от конкретных проблем на непосредственном месте профессиональной деятельности психолога-практика, например, в учреждениях и организация различного профиля, в специализированных психологических центрах и кабинетах – в формате оказания психологической помощи конкретных людям.
Основными разделами практической психологии являются: психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия.
Определение 1
Психопрофилактика – это предупреждение развития расстройств психической деятельности.
Определение 2
Психогигиена – одна из отраслей гигиены, занимающаяся изучением влияния окружающих условий и обстановки на психическое здоровье людей, а также разрабатывает меры по сохранению и укреплению здоровья и предупреждению расстройств психики.
Психодиагностика – раздел психологической науки и практики, внутри которого идет изучение и конструирование различных методов регистрации индивидуально-психологических особенностей человека, его поведения и деятельности. Обычно практический психолог сам не разрабатывает диагностических методик, а использует только те, которые уже есть, то есть, которые уже теоретически обоснованы и апробированы.
Психокоррекцией называют целенаправленное влияние на человека, чтобы обеспечить его полноценное психическое развитие и функционирование. На основании содержания коррекционное работы принято выделять несколько ее видов: коррекция умственного развития, коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция развития личности, коррекция отклоняющегося поведения и т.д.
Психотерапия – процесс, целью которого являются изменения в психике. Этот процесс протекает в рамках профессиональных отношений, которые характеризуются наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, эмпатией и доверительностью.
Психологическое консультирование – это профессиональное общение квалифицированного консультанта с клиентом, которое обычно идет в связке «личность-личность», хотя иногда в таком общении принимают участие более двух человек. Целью консультирования является оказание помощи клиентам в осознании происходящих в их жизни событий, а также в достижении поставленных целей на основании осознанного выбора при разрешении проблем в эмоциональном и межличностном пространстве.
Проблемы практической психологии
Проблемами практической психологии являются:
- взаимодействие профессии с целостным обществом. То есть, специалисты не производят какого-то осязаемого продукта, результаты психологической помощи отсрочены во времени, что создает видимость бесполезности или избыточности рассматриваемой профессии, хотя психология является одной из наиболее популярных и модных профессий в современном мире;
- позиционирование и восприятие профессии психолога. В целом психологическая культура населения России находится на крайне низком уровне, представления о работе психолога и психологических услугах – размыты, о них знают мало и часто путают их с психиатрией и психотерапией. Люди не готовы платить за услуги психолога. Однако в современной жизни отмечается возрастание интереса людей к психологии. Люди, которые еще недавно считали, что к психологу и психотерапевту обращаются только душевнобольные, сейчас проявляют интерес к материалам по психологии денег, психологии семейной жизни и пр. Однако до сих пор вокруг психологии и психологического консультирования много мифов, которые часто мешают людям обратиться за квалифицированной помощью;
- слабое осознание миссии своей профессии у психологов. Деформированность профессионального сознания, несформированная, размытая или неадекватная идентичность смежных профессий;
- формирование профессионального сообщества. Разделение по разным сферам, а также отсутствие сотрудничества, в России развита конкуренция и борьба за клиента;
- отсутствие нормативно-правовой базы. С одной стороны отсутствует регулирование профессиональной деятельности, а с другой стороны, у специалистов остается возможность выбирать методы работы;
- научное обеспечение практической деятельности – научных работ существенно меньше, чем требуется для осуществления обоснованной деятельности практикующего психолога;
- отсутствие системы стандартизации и сертификации психологов. Необходимо разработать систему испытаний для получения возможности вести психологическую деятельность, а также периодические дальнейшие подтверждения квалификации, отсеивание определенных индивидов, которые выдают себя за профессиональных психологов. К таким индивидам относятся маги, гадалки, экстрасенсы, неквалифицированные психологи.