Мотивация – это определенная система стимулов, которые побуждают человека совершать действия. Это динамический процесс физиологической природы, которые управляется психикой человека и проявляется на уровне эмоций и поведения. Артур Шопенгауэр впервые в своих трудах употребил понятие мотивации.
Мотив – это то, ради чего индивид совершает деятельность. Например, ради денег или самоутверждения в обществе и своих глазах.
Понятие «мотив» предполагает побуждение к деятельности, побудительную причину поступков и действий. Мотивы могут быть крайне разнообразны: интерес к выполняемому типу деятельности и ее содержанию, чувство долга перед окружающими, желание самоутверждаться и пр.
Мотивация человеческого поведения может быть сознательной и бессознательной. Это значит, что человек осознает только часть целей и потребностей, которые управляют его поведением.
Многие психологические проблемы могут быть решены, как только человек откажется от представлений о том, что все люди без исключения осознают мотивацию своих поступков, действий, мыслей и чувств. На самом деле истинные их мотивы могут быть совершенно иными, чем им кажется.
Не зависимо от типа стимула, который движет всю человеческую деятельность, уровень мотивации не всегда одинаков и неизменен. Большое влияние оказывает вид выполняемой деятельности, сложившиеся обстоятельства и ожидания человека. Например, среди научных деятелей, один выбирают в качестве предмета изучения сложнейшую задачу, а другие ограничиваются «скромной» научно проблемой, но планируют достичь в этой области существенных достижений. К факторам, определяющим уровень мотивации, относят:
В современном мире с успехом применяют различные способы мотивации, которые условно могут быть разбиты на три большие группы:
Мотивация персонала. Социальная мотивация – это специально разработанный комплекс мер, состоящий из морального, профессионального и материального стимулирования деятельности работника. Мотивация персонала направляется на повышение активности трудящихся и достижения максимальной эффективности деятельности. Меры, которые используются в стимулировании деятельности персонала, зависят от серии факторов:
Методы мотивации персонала условно принято разделять на несколько подгрупп:
Мотивация студентов и школьников – значимое звено в успешности обучения. Правильно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придает образовательному процессу смысл и дает возможность получать требуемые знания и навыки, достижения необходимых результатов.
Произвольное возникновение учебной мотивации – достаточно редкое явление у детей и подростков. Поэтому психологи и педагоги разработали серию приемов, помогающих формировать мотивацию, позволяющую плодотворно заниматься учебной деятельностью. Наиболее распространенными методами являются:
Самомотивация - индивидуальный способ мотивации, базирующийся на внутренних убеждениях личности, то есть ее стремлениях и желаниях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности.
Пример успешной самомотивации – это ситуация, когда человек продолжает работать несмотря на интенсивные внешние помехи, на достижение поставленной цели. Известен ряд различных способов для самостоятельной мотивации, к которым относят: