Глубинная психология – это сборный термин объединяющий ряд теорий, в центре которых лежит исследование бессознательной части психики.
Традиционно с глубинной психологией ассоциируется психоанализ, а также его ответвления. В отличие от других научных направлений, глубинная психология не всегда признается в качестве психологической школы. Причина этого скрывается в феноменологическом подходе психоанализа, который центрирован на описании переживаний и феноменов конкретных клиентов в практике специалиста, что создает благоприятную почву для создания самостоятельных теорий и подходов различных представителей данного направления.
Таким образом основы глубинной психологии были заложены З. Фрейдом в его психоанализе. Обращаясь к феномену бессознательного, как наиболее таинственному и сложному для исследования компоненту психики, Фрейд стремился с одной стороны выйти за пределы медицинского знания, а с другой распространить биогенетический подход на сферу психологических явлений. Вся сфера психического была разделена ученым на три области – осознаваемого, смутно осознаваемого и неосознанного, в которых находится содержимое личностных конструктов – Оно, Я и Сверх-Я.
Оно большей частью неосознаваемо. В нем находятся инстинкты, управляющие психической активностью индивида и проявляющиеся в качестве влечений и желаний, возникающих в сфере смутно осознаваемого. Оно служит источником психической энергии – либидо, обеспечивающей все многообразие психической и поведенческой деятельности человека.
Я большей частью осознаваемо. Я ориентировано на удовлетворение запросов Оно, их адаптацию к окружающей реальности и ее условиям. Я ассоциируется с сознанием и самосознанием человека.
Сверх-Я представляет собой результат социализации, т.е. адаптации личности к социуму в виде заимствованных извне установок, правил, запретов, морали и нравственности. Сверх-Я находится как в области смутного осознания, так и неосознаваемом.
Внутренняя динамика личности обеспечивается противоборством Оно, которое стремится к удовлетворению потребностей и Сверх-Я, которое эти потребности ограничивает. Я все время занято поиском компромиссного решения, которое зачастую достигается за счет психологических защит.
К основным принципам глубинной психологии заложенным З. Фрейдом можно отнести:
Помимо психоанализа к глубинной психологии относят индивидуальную психологию Адлера и аналитическую психологию Юнга.
Юнг является одним из выдающих учеников Фрейда, однако со временем их взгляды и научные пути разошлись, что привело к созданию собственной, аналитической школы. Наиболее краеугольными вопросами, по которым наблюдалось расхождение исследователей касались трактовки либидо, положения бессознательного и его структуры. В отличие от Фрейда, Юнг не признавал за либидо исключительно сексуальной подоплеки понимания его шире – как основу всей психической энергии и побуждений, которые могут принимать разные формы.
В структуре бессознательного Юнг выделял новый компонент – коллективное бессознательное, которое оказывало значительное влияние, но как бы выходило за рамки самой личности, представляя собой квинтэссенцию человеческого опыта, выраженного в конденсированном виде в качестве архетипов. Архетипы, проявляющиеся через символы, передающиеся в культуре, не только передают опыт поколений новой личности, но и организуют, направляют ее развитие.
К числу основных архетипов, оказывающих структурирующее воздействие на развитие психики можно отнести:
Эго – это архетип самосознания. Он обеспечивает связность жизненной истории личности, цельность и преемственность воспоминаний, качеств, привычек.
Персона в свою очередь отражает социальные роли и маски, которые личность использует в социальных контактах. С одной стороны, персона защищает личность, представляя собой поведенческий стереотип, позволяющий уверенно функционировать в ситуациях общения, личностно отгораживаться от неприятных ситуаций, защищать значимые переживания, а с другой, чрезмерное развитие персоны ведет к подавлению эго и потере себя, когда человек полностью подчиняется внешнему образу. Персона в свою очередь осуществляет контроль поступающей информации, и та ее часть, что противоречит образу подавляется и вытесняется в Тень.
Тень – это ядро бессознательного, комплекс вытесненных желаний, мотивов, переживаний и прочего. В отличии от Фрейда считавшего бессознательное основой всей психики человека, Юнг рассматривает Тень значимый, но равноправный по отношению к остальным архетип. Исследователь подчеркивает необходимость работы с теневым содержанием для гармонизации личности.
Аниме и Анимус – это интерсексуальные представления о противоположном поле.
Самость – один из наиболее важных архетипов, представляющий идею цельной и интегрированной личности в совокупности ее сознательного и бессознательного содержания.
Концепция Адлера в значительной степени отличается от идей других представителей глубинной психологии тем, что ведущую детерминацию человеческого развития он приписывает не бессознательному, а социуму, тенденции человека к сохранению социальных связей.
При этом жизнь человека становится борьбой между стремлением адаптироваться и объединиться с социумом, и при этом сохранить и развить собственную индивидуальность. Однако источник психической энергии Адлер традиционно размещает в бессознательных влечениях личности – чувстве неполноценности и жажде превосходства.
Влечения не врожденные, они закладываются в ранние годы жизни, в первую очередь как следствие родительского воспитания, при этом человек может чувствовать свою вину и ущербность, что может толкать его к невротизации, а может стремиться к сверхкомпенсации этих переживаний, через утверждение своего превосходства над другими.