Память — это процесс следового отражения окружающей действительности, осуществляющийся через запоминание и воспроизведение ранее восприятий информации, а также соотнесения прошлого опыта с настоящим и предполагаемым будущим.
Память является одним из пяти познавательных процессов, а также одним из условий существования и становления психики. Значение памяти крайне велико – без нее невозможна самоидентификация личности, любое научение и даже узнавание объектов окружающего мира. И. М. Сеченов характеризуя роль памяти утверждал, что без нее человек был бы подобен младенцу и жил одним лишь мгновением.
К числу основных процессов памяти традиционно относят:
Запоминание представляет собой процесс запечатления информации, получаемой от органов чувств или являющейся продукцией самой психики в памяти. В зависимости от назначения и длительности хранения запоминаемая информация может быть помещена в кратковременную (3-5 минут), оперативную (до завершения действия) или долговременную память, в которой может сохраняться всю жизнь.
Узнавание тесно связано с процессами восприятия, так как узнавание возможно лишь при непосредственном предъявлении объекта памяти. При этом личность вместо всестороннего сенсомоторного изучения объекта соотносит его наиболее существенные черты с имеющимися образами памяти, сенсорными эталонами, и узнает объект, восстанавливая из памяти все присущие ему характеристики и свойства.
Воспроизведение представляет собой более сложный процесс извлечения содержания из памяти без опоры на данные восприятия. При воспроизведении личность полностью выстраивает образ объекта исходя из запечатлённых данных, что требует, как высокого качества запоминания, так и навыков вспоминания информации. Помощь могут оказать специальные приемы – мнемотехники.
Забывание является не менее значимой функцией чем запоминание. Задача забывания – очищение памяти от малозначимой и лишней информации, что существенно облегчает возможность сознания к концентрации на значимых аспектах опыта без вспоминания всех излишних подробностей. Забывание также может срабатывать в отношении негативных и травмирующих ситуаций для оберегания личности от негативного опыта.
Память представляет собой сложный процесс, который несмотря на пристальный интерес к нему с самых древних времен до сих пор не до конца изучен. Современные теории объясняющие механизмы и закономерности функционирования памяти можно условно разделить на три группы:
Физиологические теории рассматриваются процессы памяти с точки зрения функционирования нервной системы, а именно нейронной сети. С точки зрения представителей данного подхода, любое психологическое событие отражается на физиологическом уровне как прохождения сигнала по определенной цепочке нейронов. Как только сигнал прекращается воспоминание о событии исчезает. Однако многократное прохождение сигнала или его высокая интенсивность приводят к функциональным изменениям в синапсах нейронов и возникает своеобразный «след», который предполагает, что последующий сигнал легче пройдет по данному пути. Активация следа влечет за собой восстановления события в памяти – воспоминанию.
Биохимические также обращаются к работе мозга, однако предполагают наличие не функциональных, а молекулярных изменений в белковых структурах нейронов участвующих в процессе запоминания, образующихся под воздействием проходящего сигнала. Образовавшиеся структуры обеспечивают долговременную память, в то время как «след» и закольцованное возбуждение – оперативную и кратковременную.
Психологические теории в большей степени ориентированы на ментальные механизмы и закономерности запоминания и воспроизведения. Различные теории по-разному рассматриваются процессы памяти. Ассоциативное направление предполагало, что в основе как запоминания, так и воспроизведения лежит ассоциация, как устойчивая связь между событиями, которая основана на сходстве во времени и пространстве, состоянии, существенных свойствах.
Психоаналитическая теория уделяла большое внимание бессознательным процессам памяти, доказав, что многие эмоционально-напряженные события могут вытесняться на из сферы сознания, но не забываться, и продолжать воздействовать на человека. Воспроизведение таких воспоминаний возможно в результате гипноза или длительной аналитической терапии.
В рамках отечественной психологии наиболее внимание уделялось процессам памяти, как деятельности, закономерности и результативность которой во многом определяются внешними условиями, а именно организацией практической деятельности личности по обучению. Данные разработки лежат в основе педагогических систем и приемов, таких как использование различных видов памяти, каналов подачи информации, способов презентации информации, обучение установлению логических связей между ее частями.
Особым видом памяти является автобиографическая. В ней хранятся воспоминания, т.е. информация субъективного характера, касающаяся действий и переживаний самой личности, событий ее жизненного пути. Автобиографическая память не вполне сходна с общей по закономерностям своего функционирования.
Так в частности отвлеченная информация – научные и профессиональные знания, содержание прочитанных книг, фильмов, музыкальных композиций, если они не имеют личностной значимости забываются согласно кривой Эббингауза, т.е. большая часть информации забывается практически сразу после запоминания, как например, знание предмета после сдачи экзамена, остальная забывается по мере ее хронологической последовательности выучивания или последнего воспроизведения.
Личностные воспоминания не подчиняются данной тенденции – так человек может отчетливо помнить события своего детства и совершенно забыть, чем он занимался вчера. Причем частота воспроизведения тех или иных воспоминаний не является критическим параметром. Рассматривая закономерности забывания автобиографических событий также было выявлено, что негативные события со временем становятся менее интенсивными и забываются, в то время как позитивные наоборот, сохраняются в памяти надолго, и могут даже переоцениваться еще более положительно со временем.