Практическая психология представляет собой отрасль психологии, направленную на реализацию психологических знаний, методик, навыков, для достижения практической цели помощи людям, содействия совершенствованию и гармонизации личности, налаживанию оптимального функционирования.
Практическая психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли во второй половине прошлого века, в результате пересмотра ряда позиций психологического сообщества на цели, методы, задачи и сферу деятельности психологической службы.
Последняя была значительно расширена, задачи практикующего психолога были вынесены далеко за пределы непосредственной работы с пациентами переживающими психические расстройства, на работу с любыми лицами имеющими потребность в психологической помощи, в том числе психически здоровыми, а само понятие психического здоровья также было переосмыслено и в настоящее время предполагает не только отсутствие психических расстройств, но также возможность поступательного развития и совершенствования личности.
Организованные психологические службы стали возникать в самых различных сферах деятельности человека, от образования и силовых структур, до коммерческих предприятий и спортивных организаций.
Ведение психологической деятельности в различных условиях привело к появлению существенной специфики как самой деятельности, так и тех знаний которые должны были применяться и учитываться при ее осуществлении.
Благодаря развитию практической психологии, сформировался целый ряд прикладных отраслей психологического знания, совпадающих по своему предмету со сферой практической деятельности:
Особой сферой деятельности практического психолога остается частное консультирование, направленное на помощь населению, обладающее наиболее разветвленной и разнообразной структурой подходов к методам и средствам организации данной помощи, а также различного видения причин возникновения психологических трудностей, либо расстройств.
В своей работе психологи ориентируются на методологические базы различных психотерапевтических школ, либо совмещают и комбинируют элементы различных подходов в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и характера их запросов.
К числу наиболее распространенных психотерапевтических подходов можно отнести:
Обучение практической психологии включает в себя изучение основных психологических дисциплин в качестве базового психологического образования, а также изучение более специализированных предметов, либо непосредственно связанных с будущей сферой деятельности практического психолога, либо с теоретической базой и методикой работы конкретного психотерапевтического направления
Базовое психологическое образование приобретается путем обучения в средних-профессиональных, либо высших учебных заведениях, на соответствующих специальностях.
Как правило в рамках специализации студентом может предлагаться углубленный курс изучения клинической, педагогической, военной психологии, психологии управления и т.д.
Более узкое «школьное» образование предполагающее изучение методики работы в рамках какой-либо психотерапевтической школы как правило осуществляется в рамках дополнительного образования, например, курсов повышения квалификации, сертификационных курсов различных психотерапевтических центров, психологических институтов, отдельных тренеров, имеющих допуск к подобной деятельности.
Несмотря на разнообразие форм обучения, изучение практической психологии опирается на общие педагогические принципы, которые, однако имеют свою специфику при изучении дисциплин из курса психологии.
К числу основных принципов можно отнести:
Принцип научности заключается в использовании в процессе образования учебного материала, соответствующего современным научным теориям, представлениям, фактам и не противоречащего им. Для психологии, как науки находящейся в ситуации открытого кризиса и не имеющей единой теории, а также окруженной ореолом мистификации, связанный с приобщением к «психологическому знанию» различных эзотерических, мистических, религиозных и иных концепций, соблюдение данного принципа является критически важным для поддержания качества образования.
Принцип системности обозначает необходимость соблюдения последовательности и логичности при изучении учебного материала, создания целостной и непротиворечивой структуры знания, что особенно актуально для психологической науки, в которой для большинства понятий сосуществует одновременное несколько подходов к их определению, изучению, описанию.
Принцип единства рационального и эмоционального связан с необходимостью включения как познавательной, так и эмоциональной мотивации студентов при изучении эмоционального материала. Психология является одной из интереснейших дисциплин, так как рассказывает человеку о нем самом, особенностях его функционирования, что позволяет активно формировать личностную заинтересованность студентов в изучении науки.
Принцип связи изучения психологии с практикой можно назвать одним из центральных, так как многие теоретические знания в области психологии, оказываются для студентов неочевидными при их попытке привязать к практической действительности. Иллюстрация примеров применения психологических знаний к бытовым ситуациям, а также непосредственная апробация, формирование навыков использования психологических знаний студентами значительно повышает качество образования.