Проблемы мотива и мотивации занимают значительное место в современной психологической науке. Прежде всего, это связано с высокой прикладной ценностью знаний о мотивационной сфере, так как она регламентирует и направляет деятельность человека, выступает побудительной силой, активаторным компонентом деятельности. В тоже время разнообразные подходы к проблеме мотива и мотивации совершенно по-разному решают данный вопрос. В самом общем виде мотив можно определить, как опредмеченную потребность – т.е. потребность, которая имеет конкретный способ своего удовлетворения в виде цели.
В базе мотива лежит потребность, как нужда человека в чем-либо. Потребность характеризуется, прежде всего, ощущением дефицита, дисбаланса внутреннего состояния, что побуждает личность к поисковой активности во внешней среде тех предметов и объектов, которые могли бы послужить для ее удовлетворения. Как только личность находит подходящий объект, происходит опредмечивание потребности – рождается мотив. При этом одновременно задается цель – как конкретный осознаваемый результат, и способ ее достижения – структура деятельности.
Мотив – это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя потребность.
Другой значимой характеристикой мотива, помимо удовлетворения потребности, является собирание, концентрирование действий вокруг одной цели. В отсутствии мотива действия носят ненаправленный поисковый характер, мотив же задает вектор деятельности личности. Однако достаточно часто в организации деятельности участвует не один, а несколько мотивов, в этом случае говорят о полимотивированности. При этом среди совокупности мотивов выделяют ведущий, который оказывает побуждающее воздействие и мотивы-стимулы, которые дополняют ведущий мотив оказывая поддерживающее и стимулирующее воздействие на деятельность.
В зависимости от основания можно выделить несколько классификаций мотивов.
А.Н. Леонтьев разделял мотивы на побуждающие и смыслообразующие, в зависимости от их роли в структуре деятельности.
Побуждающие - это мотивы-стимулы, которые дают непосредственный сигнал к появлению деятельностной активности. Смыслообразующие мотивы в свою очередь обуславливают личностную значимость выполняемой субъектом деятельности, именно они отвечают за поддержание высокого уровня эффективности личности в процессе работы и итоговую оценку результатов.
Смыслообразующие мотивы находятся на более высокой ступени в системе иерархии по сравнению с мотивами-стимулами.
По предметному содержанию мотивы можно разделить на:
Также можно разделить мотивы на осознанные - которые непосредственно представлены в сознании личности и оказывают прямое влияние на ее деятельность и неосознаваемые. Последние могут проявляться посредством влечений и установок.
Влечение - это психическое состояние неразличимого, синкретического ощущения неосознаваемой потребности. Установка - это психическое состояние неосознаваемой готовности к совершению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребности.
По своей направленности можно выделить следующие виды мотивов:
Мотив представляет собой сложное понятие, и разные ученые рассматривают его с различных сторон. Х. Шольц выделил три генерализованных направления согласно которым можно разделить теории мотивации.
Во-первых, это теории, исходящие из специфической картины работника, для которого создается система мотивации. Как правило, это прикладные теории решающие вопросы управления, например, такие как теория X и Y Д. Мак-Грегора. Теория X исходит из образа ленивого и безответственного сотрудника, мотивирование которого осуществляется средствами авторитарного контроля и наказания. Теория Y напротив ориентируется на образ инициативного и амбициозного работника, для реализации потенциала, которого необходимо лишь устранить рабочие препятствия.
Во-вторых, исследованием мотивов занимаются содержательные теории, направленные на анализ структуры потребностей, их взаимоотношения между собой и появление. К ним можно отнести теорию иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера и теория двух факторов Ф. Герцберга.
В-третьих, это процессуальные теории, которые изучают влияние на процесс мотивации факторов внешней среды. К ним можно отнести теорию справедливости С. Адамса, теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию 12-ти факторов Ричи и Мартина.
В отечественной психологии вопросы мотивации рассматривались в тесной связи с теорией деятельности в первую очередь А.Н. Леонтьевым. Им была определена не только сущности мотива, как опредмеченной потребности, но и механизм возникновения новых мотивов – сдвиг мотива на цель, когда цель деятельности, например, обучение при накоплении положительных эмоций, становится самостоятельным мотивом, побуждающим человека к деятельности.