Мотив в психологии


Мотив в психологии

Понятие мотива

Проблемы мотива и мотивации занимают значительное место в современной психологической науке. Прежде всего, это связано с высокой прикладной ценностью знаний о мотивационной сфере, так как она регламентирует и направляет деятельность человека, выступает побудительной силой, активаторным компонентом деятельности. В тоже время разнообразные подходы к проблеме мотива и мотивации совершенно по-разному решают данный вопрос. В самом общем виде мотив можно определить, как опредмеченную потребность – т.е. потребность, которая имеет конкретный способ своего удовлетворения в виде цели.

В базе мотива лежит потребность, как нужда человека в чем-либо. Потребность характеризуется, прежде всего, ощущением дефицита, дисбаланса внутреннего состояния, что побуждает личность к поисковой активности во внешней среде тех предметов и объектов, которые могли бы послужить для ее удовлетворения. Как только личность находит подходящий объект, происходит опредмечивание потребности – рождается мотив. При этом одновременно задается цель – как конкретный осознаваемый результат, и способ ее достижения – структура деятельности.

Определение 1

Мотив – это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя потребность.

Другой значимой характеристикой мотива, помимо удовлетворения потребности, является собирание, концентрирование действий вокруг одной цели. В отсутствии мотива действия носят ненаправленный поисковый характер, мотив же задает вектор деятельности личности. Однако достаточно часто в организации деятельности участвует не один, а несколько мотивов, в этом случае говорят о полимотивированности. При этом среди совокупности мотивов выделяют ведущий, который оказывает побуждающее воздействие и мотивы-стимулы, которые дополняют ведущий мотив оказывая поддерживающее и стимулирующее воздействие на деятельность.

Классификации мотивов

В зависимости от основания можно выделить несколько классификаций мотивов.

А.Н. Леонтьев разделял мотивы на побуждающие и смыслообразующие, в зависимости от их роли в структуре деятельности.

Побуждающие - это мотивы-стимулы, которые дают непосредственный сигнал к появлению деятельностной активности. Смыслообразующие мотивы в свою очередь обуславливают личностную значимость выполняемой субъектом деятельности, именно они отвечают за поддержание высокого уровня эффективности личности в процессе работы и итоговую оценку результатов.

Замечание 1

Смыслообразующие мотивы находятся на более высокой ступени в системе иерархии по сравнению с мотивами-стимулами.

По предметному содержанию мотивы можно разделить на:

  1. Диспозиционные - устойчивые генерализованные мотивы, проявляющиеся во всех поведенческих актах личности, такие как мотив власти, успешности, помощи и т.д.
  2. Функциональные - привязаны к конкретным видам деятельности личности (учебные, производственные, межличностные и т.д.)

Также можно разделить мотивы на осознанные - которые непосредственно представлены в сознании личности и оказывают прямое влияние на ее деятельность и неосознаваемые. Последние могут проявляться посредством влечений и установок.

Определение 2

Влечение - это психическое состояние неразличимого, синкретического ощущения неосознаваемой потребности. Установка - это психическое состояние неосознаваемой готовности к совершению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребности.

По своей направленности можно выделить следующие виды мотивов:

  1. Мотив самоутверждения – направлен на повышения собственного социального статуса, связан с чувством гордости, собственного достоинства.
  2. Мотив идентификации – направлен на партиципацию (присоединение) к значимой личности, выражается в стремлении стать похожим на нее, позаимствовать значимые качества, поведенческие стереотипы, особенности внешнего вида.
  3. Мотив власти – направлен на занимание руководящей позиции, отражает стремление управлять другими людьми.
  4. Мотив саморазвития – направлен на саму личность. В его основе часто лежит внутриличностный конфликт, однако саморазвитие представляет собой наилучший выход из него.
  5. Мотив достижения цели – направлен на реализацию конкретного задания, достижения высокого уровня мастерства, в том числе профессионального.
  6. Мотив аффилиации – направлен на создание благоприятных эмоциональных отношений с другими людьми. Связан с такими состояниями как дружба и любовь.

Подходы к определению мотива

Мотив представляет собой сложное понятие, и разные ученые рассматривают его с различных сторон. Х. Шольц выделил три генерализованных направления согласно которым можно разделить теории мотивации.

Во-первых, это теории, исходящие из специфической картины работника, для которого создается система мотивации. Как правило, это прикладные теории решающие вопросы управления, например, такие как теория X и Y Д. Мак-Грегора. Теория X исходит из образа ленивого и безответственного сотрудника, мотивирование которого осуществляется средствами авторитарного контроля и наказания. Теория Y напротив ориентируется на образ инициативного и амбициозного работника, для реализации потенциала, которого необходимо лишь устранить рабочие препятствия.

Во-вторых, исследованием мотивов занимаются содержательные теории, направленные на анализ структуры потребностей, их взаимоотношения между собой и появление. К ним можно отнести теорию иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера и теория двух факторов Ф. Герцберга.

В-третьих, это процессуальные теории, которые изучают влияние на процесс мотивации факторов внешней среды. К ним можно отнести теорию справедливости С. Адамса, теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию 12-ти факторов Ричи и Мартина.

В отечественной психологии вопросы мотивации рассматривались в тесной связи с теорией деятельности в первую очередь А.Н. Леонтьевым. Им была определена не только сущности мотива, как опредмеченной потребности, но и механизм возникновения новых мотивов – сдвиг мотива на цель, когда цель деятельности, например, обучение при накоплении положительных эмоций, становится самостоятельным мотивом, побуждающим человека к деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :