Специфика прикладной психологии состоит в реализации знаний и методов выработанных теоретической психологией при решении жизненных задач, в рамках непосредственной деятельности. При этом прикладная психология не ограничивается достижениями теоретической, но и разрабатывается собственные методики, а также концепции, опирающиеся на результаты и опыт практической работы.
Сферы применения прикладной психологии крайне разнообразны и включает в себя любые сферы деятельности, в которых человек принимает участие, или оказывает руководящую или контролирующую функции, т.е. по сути все сферы человеческой деятельности и взаимоотношений, от участия в разработке политических решений, в качестве эксперта, до сопровождения персонала клининговых компаний, от диагностики и консультирования космонавтов, до мониторинга и развития детей в ясельных группах детского сада.
Столь широкая сфера применения предъявляет в отношении прикладной психологии крайне разнообразные требования, задачи и типы проблем, на решение которых должны быть направлены усилия практикующего специалиста, что естественным образом не может быть разрешено в рамках одного направления или метода работы. Тем не менее разнообразные по содержанию и направленности методы работы приведены в единую систему, в рамках психологической профилактики.
Психологическая профилактика — это вид деятельности психолога направленный на укрепление психического здоровья, предупреждение развитие психического неблагополучия и его лечения, а также наблюдение за лицами прошедшими терапию психических расстройств для предупреждение возможных осложнений и рецидивов.
Система психологической профилактики включает в себя три уровня:
Первичная психопрофилактика направлена на предотвращение воздействия на психологическое здоровье личности неблагоприятных факторов. Она представляет собой наиболее широкое и наименее реализованное поле деятельности, основными методами которого является психологическое просвещение и психологическая гигиена. В ее задачи входит создание здорового образа личности, осведомление граждан о закономерностях функционирования и развития психики, повышение навыков самоконтроля и саморегуляции, предоставление возможностей для саморазвития.
Вторичная психопрофилактика направлена на раннюю диагностику психологических нарушений и рисков их возникновения, а также разработку и осуществления целевого терапевтического вмешательства, ставящего своей целью предупреждение, либо ранее лечение нарушения, направленное на облегчение его общего протекания и более быстрое восстановление личности. Вторичная психопрофилактика осуществляется средствами психодиагностики, психологического консультирования и психотерапии, использование групповых форм работы.
Третичная психопрофилактика решает задачи купирования патологической симптоматики и предупреждения развития осложнений и хронификации течения расстройства, а также комплексной реабилитации личности. Осуществление мер третичной профилактики должно начинаться по сути еще на этапе лечения, и продолжаться в том числе после выписки/окончания терапевтического воздействия. Реабилитация личности должна включать помимо трудовой, также и социальную реабилитацию, включающую работу с семьей лица страдающего от психического расстройства.
Консультирование и психотерапия достаточно часто представляются как основное поле деятельности практического психолога. В существующей в настоящее время практике достаточно часто психотерапия реализуется под видом консультационной, коррекционной и иных видов деятельности психолога, в связи с юридическими ограничениями ее использования. В тоже время консультирование, как и терапия представляет собой самостоятельный метод прикладной психологии, обладающий собственной спецификой.
Психологическое консультирование представляет собой метод работы практического психолога, направленный на инициацию и поддержку самостоятельных усилий клиента по разрешению его жизненных трудностей, личностный рост и развитие, обретение навыков самопомощи и саморегуляции, повышения личностной эффективности.
Психологическое консультирование представляет собой метод работы с психологически здоровыми людьми, переживающими различные неблагоприятные факторы или находящимися в зоне риска развития различных психологических расстройств, однако способных разрешить данные проблемы путем активизации личностных усилий. Задача психолога – создание благоприятных условий, принятия и поддержки, а также отражения ведущих тенденций клиента для стимуляции процессов рефлексии и развития.
Психотерапия является методом целенаправленного воздействия на пациента, преследующего цели купирования патологических или дезадаптивных проявлений и формирования новых адаптивных конструктов.
Психотерапия направлена на работу с лицами, находящимися в зоне риска, страдающими от определённых психических расстройств, а также прошедших стационарное лечение и нуждающихся в реабилитации. Пациенты не способны самостоятельно разрешить возникшие у них трудности, в связи с чем выбор целей, направления и средств терапии находится в руках психотерапевта, который занимает доминантную позицию.
В рамках психотерапевтического воздействия могут использоваться элементы фармакотерапии, в целом она занимает промежуточное место между системой психологической и психиатрической помощи.
Выбор конкретных методик психотерапевтического воздействия во многом обусловлен методологической приверженности психотерапевта к одной из различных терапевтических школ. К числу наиболее значимых направлений можно отнести: