Манипуляция – это вид психологического воздействия на сферу личности человека, при которой ему внушаются когниции, ценности, убеждения, обеспечивающие выгоду манипулятора и, как правило, ущемляющие возможности самой личности.
Феномен манипуляции, в том числе массовой, имеет достаточно давнюю историю, одни из первых технологий манипулирования действиями оппонента раскрывались в «Искусстве войны» Сунь Дзы, не менее подробно данный вопрос рассматривался в трактатах Макиавелли, который видел в манипуляции средство для управления и консолидации эгоистических народных масс.
Ряд современных исследователей, таких как X. Ортега-и-Гассет, Г. Франке, X. Тумбер, продолжают и развивают направление, заложенное Макиавелли, постулируя необходимость манипуляций для нормальной жизни и управленческой деятельности современного общества. Г. Франке отмечает что в условиях информационного общества создается благоприятная среда для развития манипулятивных воздействий, а информационная перегрузка создает неблагоприятное влияние как на психику, так и на физиологическое здоровье личности. Манипуляция же выступает средством адаптации к современному миру, освобождая личность от необходимости переработки и осмысления избыточной информации.
Тумбер и Ортега-и-Гассет высказывают более категоричные идеи о том, что население стран представляют собой массу не способную теоретически мыслить, адекватно отражать реальности и принимать эффективные решения, вследствие чего манипуляция посредством СМИ выступает единственным способом поддержания общественного порядка и предотвращения анархии.
Одновременно существует и противоположная позиция, согласно которой манипулирование массами выходит за пределы границ нормы, противоречит идеям демократического, правового и гражданского общества, нарушает общественные права и свободы личности, выступает препятствием на пути дальнейшего общественного прогресса, которая реализуется в трудах Е.Л, Доценко, Ф. Уэбстер.
Как отмечалось выше, высокая эффективность манипуляций массовым сознанием в настоящее время возможна благодаря развитию информационных технологий, складыванию информационного общества. При этом информация становится главной ценностью, товаром, доступ к которой ранжируется в зависимости от социального и финансового статуса потребителя.
С точки зрения Г. Шиллера значительное финансовое расслоение информационного общества ведет к тому, что малоимущие народные массы, которые представляют большинство населения, получают доступ к низкокачественной информации, направленной, прежде всего, на удовлетворение развлекательных запросов. Потребление такой информации в неограниченных объемах ведет к снижению критических способностей индивида, его поисковой и познавательной активности, транслируемые образы и ценности воспринимаются как правдивые и значимые, без значительного рационального обоснования. Подобная обстановка создает благоприятные условия для реализации манипуляций.
Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание, может осуществляться в трех группах ситуаций:
Следует отметить тенденцию к минимизации роли реципиента в процессе коммуникации от первой группы, где он выступает равноправным участником взаимодействия к третьей, где он позиционируется как пассивный потребитель. Воздействие на массовое сознание в условиях информационного общества приводит к возникновению феномена массового человека.
Массовый человек – это, прежде всего, потребитель информации, аналитические и критические возможности мышления которого минимальны, поисковая активность слаба, транслируемые идеи принимаются на веру, социальная позиция инертна. Массовый человек представляет собой идеальную мишень для манипулятора, так как он позволяет внушать себе любые идеи, тем самым позволяя возводить интересы отдельных групп лиц в ранг общественных и общенациональных. Создание и эксплуатация массового человека являются основными целями манипуляторов.
Главным и наиболее эффективным инструментом манипуляции выступает СМИ. Телевидение и интернет коммуникация поставляют значительный информационный поток, который отнюдь не полностью содержит правдивую и проверенную информацию. Интернет не только опережает телевидение по объемам доступной информации, но и способствует складыванию клипового мышления, которое характеризуется фрагментарной картиной мира, слабостью логический связей между отдельными фактами и областями знаний, что способствует успешной манипуляции.
Среди конкретных способов манипуляции массовым сознанием можно выделить следующие:
Табуирование представляет собой весьма традиционный метод манипуляции, успешно использующийся с первобытных времен. Его суть заключается в немотивированном запрете на совершение определенных действий. Данный запрет может касаться как конкретных действий (запрет на аборты), так и определенного образа мыслей (запрет на критику личности, партии, строя), и быть закреплен как в юридической, так и общественной форме.
Сакрализация предполагает возведение ее объекта в ранг священной, идеальной ценности, которая несравнима выше потребностей, убеждений, имущества объекта манипуляции. Сакрализация предлагает объекту манипуляции форму самопожертвования ради чего-либо. Объектом сакрализации может выступать как конкретная личность, так и идея, образ «светлого будущего», манипулируя которым можно подвигнуть массы на отказ от настоящих благ или борьбу с воображаемыми врагами.
Мифологизация заключается в укреплении в массовом сознании определённых убеждений, представленных в виде эмоционально-привлекательных, но как правило недостоверных историй – мифов. Миф может опираться на реальные факты, однако это не обязательно. Как правило, мифы касаются модификации истории определенного этноса или государства, в целях порождения в массовом сознании его граждан нужных манипулятору убеждений, о союзниках и врагах данного народа, его превосходстве или напротив отсталости от соседей, определенных ментальных чертах и т.д.