Логотерапия является третьей Венской школой психологии, ее основатель Виктор Франкл. Логотерапию сложно отнести к одному из крупных психотерапевтических направлений, она испытывает на себе влияние и психоанализа, и экзистенциальной, и гуманистической психологии. Однако наибольший вклад в основы логотерапии внес собственный жизненный опыт Франкла, бывшего заключенным немецких концлагерей во время Второй Мировой войны.
Наблюдая за другими заключенными Франкл отметил, что одни из них сдаются достаточно быстро и погибают, под воздействием ужасающих условий или выбрав самоубийство. Однако были и другие, которые стойко переносили лишения и тяготы заключения, находя в себе силы к преодолению трудностей. Их отличало наличие цели, будь то любимое дело, творчество или родные, т.е. осознание смысла собственного бытия.
Таким образом, главной идеей логотерапии выступает предположение о том, что каждый человек движим одним центральным мотивом – поиском смысла жизни или бытия. Движение к осмыслению собственного бытия обозначается емким термином «воля к смыслу».
Это движение обладает рядом существенных особенностей. Прежде всего смысл находится не в самой личности, а существует объективно, в окружающем мире. Из этого положения следует, что смысл невозможно придумать или создать, для его обретения необходимо вести активный поиск вне себя в окружающем мире. И поскольку меняется окружение личности, меняются и смыслы доступные ей.
Так же движение к смыслу и его обретение не равнозначны обретению гармонии и равновесия. Напротив, ноодинамика характеризуется возникновением экзистенциального напряжения в двухполярной системе, полюсами которой встаёт личность и смысл. Т.е. воля к смыслу всегда сопряжена с ростом нервно-психического напряжения, активностью и преодолением.
Наконец, хотя смысл и существует объективно, он индивидуален для каждого человека. Рассматривая одно и тоже событие или явление разные люди увидят различные смыслы. Как следствие, смысл невозможно дать или перенять от кого-то извне, в готовой форме. Обрести смысл возможно только путем инсайта –прорыва результатов неосознаваемых процессов психики в сознание, внезапного озарения.
С точки зрения логотерапии в современном мире для общества характерны массовые процессы потери смысла жизни. Массовость данных процессов обусловлена самой логикой развития человеческой цивилизации, при которой отдельная личность все в большей степени с одной стороны отчуждается от средств производства и результатов собственного труда, а с другой обеспечена достаточным уровнем комфорта и материальных благ для физиологического существования. В сочетании с массофикацией информационных технологий и культуры, негативно сказывающихся на способностях личности к критическому мышлению, анализу информации и противостоянии манипуляциям, человек часто попадает в ситуацию экзистенциального вакуума.
Экзистенциальным вакуум – это состояние, при котором личность переживает ощущение пустоты, внутренней не наполненности, выражающееся в скуке и апатии.
Попытки заполнить экзистенциальный вакуум, найти смысл, как правило позаимствовать его из какой-либо системы или религиозной секты приводят к появлению экзистенциальной фрустрации.
Экзистенциальная фрустрация – это ощущение непреодолимых препятствий на пути к обретению смысла, вызывающее компенсаторную жажду власти или удовольствий.
Экзистенциальный вакуум и фрустрация сами по себе являются нормальными состояниями духовной сферы личности, благодаря их переживанию формируется напряжение обеспечивающее волю к смыслу. Однако переживание этих состояний может приводить к возникновению ноогенного невроза, т.е. расстройства связанного с отсутствием смысла бытия.
Терапия такого невроза должна быть не симптоматической, а глубинной, т.е. апеллировать к его истоку – противоречиям экзистенциальной сферы личности. Духовная сфера лежит за пределами компетенций традиционных психотерапевтических подходов, однако доступна средствам логотерапии.
В качестве основных техник направленных на терапию неврозов и фобических расстройств можно выделить следующие:
Логоанализ представляет собой одну из методик работы в рамках логотерапии разработанную учеником В. Франкла Дж. Крамбо. Логоанализ представляет собой долгосрочную технику, направленную на обретение смысла жизни. Его сущность состоит в поэтапном переосмыслении, инвентаризации собственной жизни и различных ее аспектах, свершившихся до этого момента, а также создания навыка переоценки жизненных событий в настоящем. Логоанализ требует от клиента определённых навыком в области рефлексии и самонаблюдения, а также устойчивой мотивации и ответственного выполнения работы. Всего методика содержит пять последовательных шагов, после выполнения каждого из которых происходит обобщающая консультация с терапевтом.
Шаги логоанализа:
Инвентаризация жизни предполагает подробный анализ собственных целей, возможностей и проблем. Этап творчества и действия двигает клиента к осуществлению и фиксации успешных действий по продвижению к целям. Анализ отношений предполагает переоценку значимых других в жизни клиента. Анализ смысла и ценностей предполагает выстраивание иерархии мотивационно-потребностной сферы клиента и стратификации основных способов ее удовлетворения. Шаг обобщения ставит вопрос о вербализации жизненных целей клиента, на основании всей проделанной работы.