Личность в аналитической психологии


Личность в аналитической психологии

Архетипы и их роль в становлении и развитии личности

Главный источник совершенствования человека, по убеждению Юнга, это прирожденные психологические детерминанты. Родители передают в наследство индивиду оформленные начальные представления и образы, которые называются архетипами.

Существуют универсальные архетипы, к примеру, Бог, зло, добро; такие архетипы есть у каждого народа, у каждой отдельной национальности.

Имеют место быть архетипы со своей уникальной спецификой - индивидуальные и культурные.

Юнг утверждал, что архетипические образы отражены в мечтах, снах, фантазировании и часто существуют как символы, применяемые в различных видах искусства, литературных жанрах, архитектурной деятельности, религиозных культах.

Замечание 1

Смысл жизнедеятельности каждой личности состоит в наполнении врожденных архетипов определенным содержательным значением. Архетипические образы - это передающиеся наследственно первоначальные представления. А сфера коллективного бессознательного является совокупностью всех прирожденных архетипов.

Коллективное бессознательное в структуре личности

Как был убежден Юнг, формирование личности происходит в течении всего периода жизнедеятельности. В личностной структуре преобладает бессознательная сфера, большая часть которой состоит из коллективного бессознательного: комплекса всех прирожденных архетипических образов. Личностное волеизъявление довольно ограничено. Характер поведения личности подчиняется прирожденным символам, другими словами сфере коллективного бессознательного. Исходя из данного теоретического положения внутренняя сущность личности является субъективной. Раскрыть свою внутреннюю сущность человек может посредством своих сновидений и фантазий, и отношения к культурным образам. Подлинное содержательное значение личности не доступно постороннему наблюдателю.

Важнейшие составляющие личности - это психологический характер конкретных воплощенных в жизнь архетипов определенного индивида. Такие свойства получили название черты характера. К примеру, особенности архетипа маска представляются психологическими качествами личности, та ипостась которую она открыто демонстрирует; особенности образа тень являются подлинными психологическими чувствами, которые личность скрывает от людей; признаки архетипа дух - это твердость, мужественность, смелость, отважность, решительность; признаки символа душа, выражаются в заботе, старательности, доброте, женственности, чуткости и ласке.

Личностные плоскости в аналитической психологической парадигме

Аналитическая парадигма характеризуется тремя ведущими смысловыми объединениями, или личностными плоскостями:

  • Плоскость коллективного бессознательного является основной структурой человека, где располагается исторический и культурный опыт людей, отображенный в психическом функционировании индивида в виде врожденных символов и образов.
  • Сфера индивидуального бессознательного выражается в комплексах, или эмотивно заряженных чувствах и мыслях, удаленных из сознательной плоскости личности. В качестве иллюстрации такой комплексности выступает комплекс господства, когда индивидом собственная психическая энергетика тратится на труд, связанный с желанием и потребностью обладать властью, даже не осознанно.
  • Сфера индивидуального сознательного является структурой, которая служит фундаментом самосознания и включает ту мыслительную деятельность, ощущения, воспоминания, при помощи которых личностью осознается собственное я, регулируется свое собственное сознание.

Архетип самости в структуре личности

Цельность личности может быть достигнута благодаря архетипу самость. Важнейшей целью этого образа является индивидуальность личности, или же выход из коллективной бессознательной сферы. Образ самости способен организовать, координировать, интегрировать все психическое устройство индивида в одну целостную систему и создать уникальную и неповторимую жизнедеятельность каждой отдельной личности. Самость обладает двумя способами, двумя установками подобного интегрирования:

  • экстраверсией, наполняющей прирожденные образы и знаки внешнего информативного поля (ориентируется на объекты);
  • интроверсией, которая делает упор на внутреннюю сущность и на личностные переживания (ориентируется на субъекты).

Каждая личность включает в себя и экстраверта и интроверта. Как правило, степень их выражения существенно различается.

Более того, Юнг говорил о четырех подтипах перерабатывания информационного материала:

  • мыслительном;
  • чувственном;
  • ощущающем;
  • интуитивном.
Замечание 2

Преобладание какого-либо из них делает своеобразной и уникальной экстравертивную или интровертивную установку личности.

Определение понятия личность в аналитической психологии

Исходя из аналитического теоретического положения личностью является комплекс прирожденных и воплощенных в жизнь образов, а личностную структуру можно определить, как специфическое соотношение конкретных особенностей архетипических образов, а также блоков сознательной и бессознательной сферы, экстровертированных и интровертированных личностных установок.

Таким образом, экстравертами энергия и сила черпается во взаимодействии, контактировании с другими людьми. Они с легкостью контактируют с незнакомыми им людьми, они отличаются доброжелательностью, разговорчивостью, неуемной энергией. В процесс взаимодействия с другими людьми, происходит развитие и совершенствование экстраверта как личности, понятно, что он достаточно сложно переживает моменты одиночества.

Интроверт является абсолютной противоположностью экстравертивному типу личности. Такой человек замкнут в себе, немногословен, предпочитает одиночество. Интровертивная личность заряжается энергетикой благодаря собственным внутренним духовным источникам, поэтому сторонится большие шумные компании. В основном, экстравертивной личности присущ холеристический или сангвинический темперамент, а интровертивной – меланхолический или флегматический.

Таким образом, благодаря аналитическому психологическому направлению Карла Густава Юнга мы получили необычную и глубинную теорию личности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :