Введение понятия личностного роста в психологическое научное знание связано с развитием гуманистического направления американской психологии в первой половине двадцатого века. До оформления гуманистической психологии в науке доминировали клинические редукционистские представления, выраженные в ведущих психологических школах психоанализа и бихевиоризма.
Традиционная парадигма психологического исследования и психотерапевтической практики предполагала, что главной задачей психики является адаптация человека к условиям окружающей реальности, и развитие психики ограничено и продиктовано именно соображениями адаптации, личностной или поведенческой.
При этом конфликты и противоречия, возникающие во взаимодействии со средой рассматривались с клинической точки зрения, как патология, требующая компетентного лечения со стороны психотерапевта, как вскрытия глубинного конфликта с бессознательными желаниями в рамках психоанализа, либо замены неправильно сформировавшихся поведенческих реакций в рамках бихевиоризма.
Само существование такого понятия как личностный рост в такой системе координат не представлялось возможным. Кроме того, научные исследования проводились преимущественном образом на пациентах психиатрических стационарах и личностях, страдающих от расстройств различной степени тяжести, что также формировало определенную картину.
Однако представители гуманистической психологии предложили качественно новый взгляд на человека и его психику. Их основные постулаты связаны с предположениями о том, что человек изначально позитивен и ориентирован на развитие, а не склонен к патологии, направлен на будущее, а не детерминирован прошлым, осознает себя, имеет опыт, и развивается в контексте человеческих отношений.
Сопоставляя категории адаптации и развития гуманистические психологи (Маслоу, Роджерс, Бьюджнталь) отмечали, что в отличии от адаптации, направленной на снижение напряжения между личностью и средой, развитие предполагает интенсификацию данного напряжения, которое находит свое разрешение через кризис, как движущий элемент процесса личностного роста.
При этом управляющее воздействие, источник активности лежит в самой личности, а не вне ее – в условиях среды или бессознательном. Таким образом человек оказывается способен сам разрешить те проблемные ситуации в которых он находится, а задача психотерапевта меняется с лечения пациента, на оказание помощи клиенту.
Понятие личностного роста, как тенденции к всеобъемлющему развитию личности, сформированное в гуманистической психологии, позднее получило распространение и за ее пределами, и в настоящее время является общепризнанным.
В настоящее время единой концепции личностного роста, раскрывающей понятие, его движущие силы и механизмы, не существует. Не смотря на общую направленность – рост и развитие личности, данный феномен по-разному раскрывается в различных теоретических концепциях. К числу основных подходов можно отнести следующие:
А. Маслоу рассматривает личностный рост с точки зрения развития мотивационно-потребностной сферы человека. Реализуя бытийные потребности личность приближается к состоянию самоактуализации, предполагающему перманентную реализацию собственных возможностей, талантов, задатков в различных областях человеческой деятельности. Самоактуализация является высшей потребностью, однако она не врожденная, а приобретается личностью в процессе ее развития, удовлетворения все более сложных бытийных потребностей, способствующих росту.
К. Рождерс, напротив, рассматривает самореализацию, как врожденный механизм личности, естественную потребность в росте и развитии, такую как интенцию физиологического роста и созревания у животных и растений. При этом главным условием личностного роста выступает осознание и принятие собственных переживаний и опыта, конгруэнтность собственных проявлений, т.е. согласованность мыслей, чувств и поведения. Лишь безусловно позитивное принятие всех собственных переживаний и реакций, отказ от стереотипов и психологических защит в пользу живого и непосредственного отношению к миру, способствую достижению высших ступеней самореализации личности.
К. Г. Юнг описывает личностную динамику исходя из соотношения сознательной и бессознательной части психики. Процесс личностного роста с его точки зрения заключается в осознании содержания индивидуального бессознательного содержащего архетипы самости, тени, персоны за счет высвобождения от стереотипов в пользу подлинной реализации собственных тенденций.
В. Франкл переносит проблематику личностного роста из собственно психологической области, в область философско-экзистенциальных переживаний. Согласно его позиции человек испытывает потребность в смысле – смысле жизни, деятельности, собственного бытия. Личностный рост в данной парадигме это движение к смыслу, реализация смысла, которая осуществляется через экзистенциальные переживания свершения, любви или страдания.
Таким образом, личностный рост предполагает динамику, свершение качественных изменений в процессах и самосознании личности, ее переход от дефицитарного существования направленного на выживание и удовлетворение базовых потребностей в еде, безопасности, удовольствии, к осознанному бытию, реализованному на основании волевых жизненных выборов, активного отношения к себе и миру.
В практической плоскости, личностный рост приводит к изменениям в трех сферах функционирования личности:
Развитие когнитивной сферы заключается в воспитании исследовательского отношения к миру, привычки к поиску сложных взаимосвязей между объектами и явлениями окружающего, необходимости воспринимать других людей как равных партнеров, обладающих собственной глубокой и интересной личностью.
Поведенческий уровень реализуется за счет установления положительных и равноправных взаимоотношений с другими людьми, их практическое принятие и поддержку, осуществление творческой и созидательной деятельности, направленной на создание культурных и материальных благ.
Рост эмоциональной сферы связана со способностью осознавать и принимать, переживать любые эмоциональные проявления, однако вместе с тем сохранять самоконтроль, не давая эмоциям управлять собственным поведение, а также понимающе и эмпатийно воспринимать окружающих и их проявления.