Лидерство является неотъемлемым качеством педагога, которым его наделяют самые разные исследователи. Система образования дает учителю формальную власть и статус руководителя, на которых основывается его способ воздействия на детей.
С точки зрения психологии опора в образовании и воспитании исключительно на приписанный статус является негативным фактом, плохо влияющим на взаимоотношения учителя и учеников. Руководящая роль учителя должна сочетаться с его неформальным лидерством.
М. Ю. Кондратьев видит основу лидерства педагога в наличии у последнего авторитета. Авторитет учителя складывается из следующих элементов:
Авторитет является важнейшей формой воспитательного воздействия. Исходя из представленного выше перечня видно, что истинный авторитет опирается на личностные и профессиональные качества педагога, а не является следствием его статуса. Истинное лидерство предполагает демократический стиль общения с учениками, открытость и готовность к диалогу, стремление к самосовершенствованию, высокую культуру и нравственность.
Стоит дополнить, что одними внутренними категориями авторитет как важнейшая предпосылка лидерства себя не ограничивает. Педагог является социальным лицом, потому для него должен быть важен его внешний вид и культура поведения. То, как его воспринимают другие, немало зависит от умения держать себя, владеть мимикой и жестами, обладать правильной и выразительной речью.
Лидер - человек, занимающий ключевую роль в группе в отношении управления, контроля и изменения деятельности ее членов, направляющий их деятельность на достижение групповой цели.
В зависимости от подхода исследователи выделяют различные качества, необходимые педагогу как лидеру. Наиболее важные из них представлены следующим списком:
В психологии существуют разные классификации лидеров в зависимости от положенного в основу критерия:
Быть лидером означает для педагога быть включенным в жизнь школьного коллектива, в среду своих учеников. Учитель, как лидер, быстрее способен ориентироваться в ситуации. умеет смотреть на мир глазами своего подопечного. Для него не является проблема проявления актерских качеств, не забывая при этом про свою главную роль - командира. Лидер способен вести диалог, видеть перед собой своих учеников такими, как они есть, без идеализации или демонизации. Он прекрасно разбирается в своем предмете и хорошо представляет, что он способен дать своим ученикам.
Психолог Д. Гоулман считает, что важнейшим свойством лидера является наличие у него высоко развитого эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект представляет собой способность к пониманию чувств других людей, их интерпретацию, а также ориентирование в собственном мире эмоций и понимание собственных чувств. Важнейшими структурными составляющими эмоционального интеллекта является самоконтроль, самосознание, мотивация и социальные навыки. В сочетании с хорошо развитым социальным интеллектом, они создают основу для эффективного лидерства.
Лидерство педагога часто сопровождается наличием у него харизмы, особого имиджа. Сама деятельность педагога, требующая яркости и самых разных способностей, способствует проявлению харизматических черт личности.
Исходя из особенностей темперамента, педагог-лидер должен быть наиболее близок по темпераменту к сангвинику, для которого характерно спокойствие и умение управлять собой. Такой человек способен контролировать собственную жизнь, в результате чего остальные видят, что ему можно препоручить собственную.
Педагог стоит в основе руководства образовательным процессом, что выражается в выполняемых им функциях: планировании, организации, мотивировании и контроле. Педагогическое руководство шире можно представить как систему управления, которое в современной науке определяется через понятие менеджмент. Основное отличие состоит в том, что в данном понятии подчеркивается руководящая роль менеджера над людьми, а не абстрактными процессами. Менеджер прежде всего работает с людьми, создавая им условия для эффективной профессиональной самореализации.
Руководство тесно смыкается с лидерством, однако данные феномены не полностью аналогичны. Лидер признается в качестве такового всеми членами группы. Его власть основывается прежде всего на авторитете и способности оказывать влияние на других, а также их совместную деятельность. Лидер выполняется прежде всего духовные функции, в то время как руководитель может быть наделен только формальным влиянием. Лидер сплачивает коллектив, служа его символом единства.
Наибольших успехов добивается руководитель, который имеет задатки лидера. В таком случае он способен наиболее четко определить цель для коллектива учеников, средства и способы ее достижения. На основе имеющихся у него чувств самодисциплины и самоуправления он берет на себя ответственность за свой коллектив и достижение ими цели.
Как личность, он обладает развитой системой взглядов, ценностей и убеждений, которые он способен не только демонстрировать в своем поведении, но и передавать другим поколениям.