Управлением в организации называется процесс межчеловеческой коммуникации, включающий не только взаимоотношения между менеджерами и сотрудниками, но и любой сферы жизнедеятельности, любого коллектива, обществ в стране и самой страны. В тесном взаимодействии находятся те, кем управляют, и те, кто управляет. Процесс управления находится в непрерывном диалектическом развитии. Невозможно постичь природу лидерства без понятия взаимоотношений между индивидами.
Современная система менеджмента не представляется возможной без решительных индивидуальных действий по достижению новых задач и целей. Сфера менеджмента не может функционировать без лидеров.
Лидерством можно назвать способность влиять на отдельного человека и на группы людей, побуждая их работать для достижения конкретных целей. В современных реалиях свести функции лидера только лишь к мотивационному, побудительному действию представляется не совсем верным. Существуют различные специализации и виды менеджмента, состоящие из лидерства:
Следовательно, компетентность в управленческих отношениях не исчерпывается умелым мотивированием.
В современной структуре менеджмента лидерство способно интегрировать межличностные факторы по организации с целью их ориентирования на достижение задач компании. Правильная природа лидерства - это деятельность в соответствии с миссией компании для достижения ее конкретных целей.
Лидерская природа заключается не только в области природы человека, которая подразумевает управление другими людьми. Лидерство давно вышло за рамки простого выполнения главных управленческих функций. Лидерство и управление не являются синонимами, а способность быть и стать лидером - главное условие для того, чтобы быть менеджером. Лидер может превратить сотрудника в своего последователя или единомышленника. Лидерство - это наличие последователей.
Лидер воздействует на сообщество людей, ведет их за собой для совместного воплощения в жизнь управленческих решений ради достижения определенной цели.
Лидерство заключается в:
Не существует формулы лидерства. Оно не система уравнений. Но моделей лидерского поведения существует невероятное количество, ничуть не меньше чем самих лидеров. Модель лидерства складывается из личных качеств, приобретенных навыков, психологической установки, поведенческой компетентности. Лидерство - это и особенный тип управленческих взаимоотношений, опирающийся на социальное и общественное влияние. Лидерством предполагается наличие последователей, а не сотрудников и тем более подчиненных, этим оно отличается от управления. В какой степени сотрудник может стать последователем, в такой - менеджер занять лидерские позиции. Дорога к лидерству - это и должность в том числе.
Влияние только при помощи должности - это формальное лидерство, оно отождествимо с руководством. Но, влияя на сотрудников, руководитель не полагается только лишь на полномочия, которые предоставляет ему занимаемый пост. Даже его заместители, имеющие меньше формальной власти, могут обладать большим признанием в кругу подчиненных, к примеру, в конфликтной ситуации или в разрешении важной для организации задачи. Такие заместители получают поддержку, уважение, доверие, за свои компетентности, лояльное и уверенное отношение к людям, а может быть и за другие способности, которые отсутствуют у формального лидера. Таким образом, быть руководителем и лидером совершенно разные вещи. Лидерство - это что-то значительно большее, чем формальное основание. Исходя из этого, имеют право на существование разные концепции, теории, лидерские типы.
Оказание влияния посредством иных, чем занимаемый пост, ресурсов получило наименование неформального лидерства. Подобное лидерство обуславливается источником личностных и ситуационных властных основ.
Источники формального и неформального лидерства совершенно различные и по своему происхождению, и по содержанию. Управлением концентрируется внимание на том аспекте, чтобы сотрудники поступали или делали что-то правильно, а лидерством - чтобы сотрудники делали самостоятельно.
Взаимодействие менеджера с сотрудниками строится в жестких рамках установленной цели. Лидер способен:
Менеджер, как правило, занимает пассивную позицию к задачам и целям. Он ориентируется на установленные кем-то цели, не используя их практически для проведения преобразований и изменений. А лидерам свойственно самим устанавливать цели и использовать их для коренного изменения отношения сторонников к делу.