Воображение – это психический процесс преобразования чувственных образов и опыта человека для получения субъективно или объективно нового продукта.
Воображение представляет собой один из достаточно слабо изученных, тесно связанных с мышлением процессов. Традиционная психологическая теория относит воображение к ряду познавательных процессов вместе с ощущением, восприятием, мышлением и памятью. При этом воображение достаточно часто оказывается вторичным и даже подчиненным процессам мышления. В то время, как мышление работает как с образной, так и с понятийной информацией, воображение способно перерабатывать лишь сенсорные образы, по своим отличным от мышления механизмам.
В общей теории психических процессов предложенной Веккером воображению отводится роль сквозного процесса, который является неотъемлемой частью любой психической активности личности. Главная задача воображения при этом заключается в предвосхищении событий, перемещение личности в субъективные образы будущего и обратно. При этом сфера воображения распространяется и на образы чувств, эмоций, и на предвосхищение движений, моторных актов.
Существуют различные виды воображения. Прежде всего его можно разделить на активное и пассивное. Пассивное воображение происходит без прикладывания волевых усилия со стороны субъекта, оно включается в выполняемую деятельность или размышление как бы, само собой. Пассивное или непроизвольное воображение в свою очередь подразделяется на:
Активное воображение сознательно инициируется субъектом для выполнения какой-либо задачи или из гедонистических побуждений. Содержание и направленность подобного акта воображения полностью определяется самой личность. Активное или произвольное воображение в свою очередь подразделяется на:
Воображение тесно связано с мыслительной и интеллектуальной деятельностью, благодаря чему действия, направленные на развитие мышление также способствуют развитию воображения. Решение логических задач, требующих участия пространственного мышления, головоломок, шарад и других интеллектуальных испытаний неизбежно стимулирует процесс воображения.
Воображение реализуется через создание образов. Развитие навыков визуализации и творческих способностей служит прекрасной тренировкой для воображения. К ним можно отнести составление схем, планов, карт, чертежей, рисунков. Сочинение литературных рассказов и историй, описание пережитых впечатлений, видов природы, людей, их характеров. Образы могут воплощаться и в материальном плане через созидание в процессе лепки, моделирования, иных форм художественной деятельности.
Прекрасным тренингом воображения является практика моделирования и управления собственным психическим состоянием. Создание образа собственного позитивного будущего, удачного разрешения трудного дела, выздоровления от тяжелой болезни, представление различных эмоций, прошлого опыта, физиологических процессов организма не только поспособствуют развитию воображения, но также окажут положительный эффект на психологическое благополучие и навыки самоуправления.
Не следует забывать, что воображение черпает собственный источник из сенсорных образов и опыта личности. Для развития воображения жизненно важно обогащать себя новыми впечатлениями – читать книги, просматривать кино и сериалы, посещать новые места, знакомится с произведениями искусства, не бояться новых ощущений.
В настоящее время существует большой инструментарий всевозможных упражнений и методик по развитию воображения, а также прочих познавательных процессов, которые неизбежно будут активизироваться при их выполнении.
Большую популярность приобретают онлайн-тренажеры – специальные сайты на которых посетителям предлагают для решения разнообразные визуальные задачи и головоломки, требующие использования различных стратегий и подходов для их решения. Игровая подача, разнообразие и широкое использование компонента визуализации оказывает благотворное влияние на развитие возможностей воображения.
Упражнения на визуализацию связаны с совершенствованием способности представлять перед своим внутренним взором различные предметы. Данные упражнения начинаются с достаточно простых заданий, таких как представить перед собой красный квадрат, который постепенно увеличивается в размерах, или, например, удержать перед собой образ простого предмета, который вы только что наблюдали. Постепенно задания усложняются – увеличивается число подробностей и проработка деталей образов, добавляется движение, звук, тактильные ощущения – вес, текстура, температура предметов – запах и иные характеристики визуализируемого образа.
Упражнения на смену точки зрения, предлагают на некоторое время попытаться влезть в «шкуру» другого человека. Наиболее удобно их выполнять в общественных местах – транспорте, кафе, на работе и т.д. Наблюдая за другим человеком необходимо попытаться встать на его место, попробовать представить ход его мыслей, эмоциональное состояние, причины тех или иных поступков, спрогнозировать поведение.
Упражнение на поиск взаимосвязей. В данной группе заданий предлагается найти связь между двумя или более очевидно не связанными между собой предметами или ситуациями. Например, между проблемой на работе и совершенно случным предметом, попавшимся на глаза. Попытка найти и выстроить взаимосвязь с помощью ассоциации, аналогии, не только развивает воображение, но и позволяет взглянуть на проблему под новым углом.