История психотерапии


История психотерапии

Периоды развития психотерапии

Психотерапия представляет собой совокупность теоретических знаний и практических приемов направленных на оказание помощи людям переживающих психологические проблемы, а также страдающим от психических расстройств.

Традиционно в истории психотерапии выделяют два основных периода:

  • донаучный,
  • научный.

Донаучный период охватывает тысячелетия практики психотерапевтического воздействия, основанного на традиционных, религиозных, мифологических или мистических представлениях.

Самого понятия психотерапия на данном этапе как такового не существовало, а понимание сущности и причины психических расстройств также существенно разнилось в зависимости от временного периода и особенностей общества.

Так в культурах для которых характерно распространение шаманизма психические расстройства могли интерпретироваться как воздействие злобных духов, проклятие, кара за нарушение табу, а воздействие оказывалось посредством разнообразных шаманских ритуалов, за частую с использованием как психоактивных веществ, так и разнообразных элементов гипнотических и трансовых техник, которые позднее не редко заимствовались в научную психотерапию.

Пример 1

Так, например, знаменитые системно-семейный расстановки были созданы Б. Хеллингером на основании мировоззрения и ритуалов африканских шаманов. Некоторые техники НЛП, также представляют собой модифицированный опыт шаманских практик.

Попытка применения естественно-научного подхода к объяснению динамики психических состояний была предпринята в период античности, когда некоторые психические феномены, например, истерия у женщин, обуславливалась особенностями работы внутренних органов.

В средневековой Европе доминировала религиозная интерпретация психических расстройств, которые воспринимались либо как проявления «вселившегося дьявола», либо как акты колдовства, что влекло за собой вынесение смертного приговора.

Наивысшим достижением донаучного периода развития психотерапии можно назвать теорию животного магнетизма Месмера. Месмер успешно использовал на своих сеансах приемы внушения и самовнушения, в виде концентрации взгляда на ритмично движущемся блестящем предмете, благовоний, звукового сопровождения, использования эффектов толпы и т.д., однако сам объяснял свое воздействие через представление о неких флюидах, которые передаются от человека к человеку посредством использования магнитов и совершения пассов.

На основании учения Месмера уже в девятнадцатом веке сформировалось две школы гипноза – Нансийская и Сальпетриерская, развивавшие гипноз в качестве универсального психотерапевтического средства, но имевшие на него различные воззрения, в частности Нансийская школа считала гипноз психологическим феноменом, а Сальпетриерская физиологическим.

Научный период

Научный период развития психотерапии начинается в девятнадцатом веке, еще до оформления психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Помимо гипнотерапии, которая получила самое широкое распространение, в этот же период появляются самые разнообразные терапевтические системы – рациональная терапия Дюбуа, психотерапия убеждения Дежерина, арететерапия (психотерапия чувством доблести) Яроцкого и многие другие, идеи которых позже найдут свое воплощение в основных терапевтических школах двадцатого века.

Замечание 1

Открытый кризис психологической науки, выражающийся в отсутствии единой теоретической позиции, способной объяснить все выявленные психологические феномены, закономерным образом повлек за собой создание разнообразных направлений психологической науки и психотерапевтических школ. Конец девятнадцатого и первую половину двадцатого века развитие психотерапии происходило в рамках двух крупнейших школ – психоанализа и бихевиоризма.

Психоаналитическая школа была создана З. Фрейдом и в основе своей обращена на работу с бессознательными слоями психики, обращение к детскому опыту и ранним переживаниям, содержащим различные травматические события, которые оказывают свое влияние на взрослую жизнь пациента.

Психоаналитические идеи Фрейда дали начало целой плеяде психологических теорий и терапевтических систем, которые вместе составляют глубинную психологию:

  • аналитическая психология К.Г. Юнга,
  • индивидуальная психология А. Адлера,
  • Эго-анализ Кляйна,
  • гуманистический психоанализ Э. Фромма,
  • характерологический анализ К. Хорни,
  • интерперсональная терапия Салливана и т.д.

В действительности каждый исследователь и практик в рамках психоаналитической традиции создает собственную, уникальную психотерапетическую систему, которая имеет общую основу с другими (приоритетная роль бессознательной части психики, большое значение детского возраста, работа с психологическими защитами и т.д.) и скорее дополняет, чем противоречит остальным.

Бихевиоральная психология была основана Дж. Уотсоном, который в противовес остальной психологической науке полагал, что может исследоваться лишь то, что подвергается непосредственному наблюдения и измерению, т.е. поведение.

Аналогично бихевиоральная психотерапия рассматривает проблемы человека, как проблемы поведения и воздействует на его поведение через подавление старых паттернов и подкрепление новых, более адаптивных и желательных.

Замечание 2

Развитие бихевиоральных идей неизбежно привело к признанию роли внутреннего, психического, личностного компонента в регуляции человеческого поведения и деятельности, в результате чего сформировалась сначала когнитивная, а затем и когнитивно-поведенческая терапия.

Развитие отечественной психотерапии

До революции в Российской Империи существовали самые разнообразные терапевтические школы, как психоаналитического, бихевиорального, так и гуманистического толка.

В ранние годы советского государства производились активные попытки адаптировать психотерапевтические системы под требования новой идеологии, в частности поставить психоанализ на рельсы марксизма-ленинизма пытались Лурия и Фридман.

Однако с 1936 года и до 60-х годов психотерапия на территории СССР как таковая не существовала.

Замечание 3

Развитие психологической и психотерапевтической мысли во многом происходило с большим нейрофизиологическим уклоном, а результаты исследований приобретали свое воплощение в смежных областях – психиатрии и педагогике.

Как результат в России, так и не сложилось значимой и целостной психотерапевтической системы, а начиная с 90-х гг. прошлого века активно формируются интегрированные подходы, представляющие собой переосмысление и адаптацию опыта психотерапии различных зарубежных школ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :