Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей.
Люди в ходе общения обмениваются разнообразной информацией, мнениями, знаниями, суждениями, идеями, убеждениями и результатами собственной деятельности. В общении люди называют свои потребности, интересы и цели, приобретают практические навыки, усваивают нравственные принципы и правила этикета, а также традиции и обряды, находят пути и меры преодоления возникающих трудностей, а также принимают коллективные решения.
Общение в психологии можно определить в качестве взаимодействия двух и более человек, которое представлено обменом информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Выделяют непосредственное общение, когда люди общаются лицом к лицу, а также опосредованное, реализуемое посредством деловых писем, приказов, распоряжений, отчетов, телефонной, радио- и телевизионной связи.
В ходе непосредственного общения его участники, то есть субъекты общения, могут не только передавать информацию друг другу или обмениваться мнениями, планами и суждениями, а также отслеживать реакции собеседника, видеть то, каким образом информация влияет на поведение и поступки человека. Другими словами, при непосредственном контакте между участниками общения устанавливается постоянная обратная связь.
В процессе опосредованного общения постоянной обратной связи нет. Например, в процессе переписки она ограничена, а при телефонном разговоре собеседники могут обмениваться информацией в виде диалога, но при этом не видят выражений лиц и других телодвижений, которые иногда могут сказать больше, чем слова. Но опосредованное общение имеет и некоторые преимущества. В первую очередь, это возможность общаться, при территориальной разрозненности, что помогает выиграть во времени и средствах.
Психология общения – это, в первую очередь, наука, занимающаяся изучением проблем общения и путями их решения.
Предметом психологии общения выступает процесс исследования самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств в качестве части деятельности общения. А также, анализ взаимоотношений общения и других видов человеческой деятельности, в первую очередь, практической и познавательной деятельности.
Принято выделять девять групп коммуникативных потребностей человека:
Источник потребности в общении – коллективистская, социальная человеческая природа, характерная для него потребность не только в индивидуальной, но и в совместной деятельности. Общение – не только потребность личности, но и условие, а также средство ее удовлетворения.
Содержание общения – это та информация, которую передает в процессе общения один человек – другому.
Несмотря на то, что человеческое общение – многопредметно и имеет крайне разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть:
Люди вступают в процесс общения, так как преследуют определенные цели. Цель общения – это, для чего человек вступает в данный вид активности. Цели общения могут быть крайне разнообразны, в зависимости от стремлений человека.
Для того чтобы были успешно реализованы задачи психологии общения, современной психологической наукой выделены основные этико-психологические принципы делового общения, к которым можно отнести: