Задачи психологии общения


Задачи психологии общения

Понятие общения и психологии общения

Определение 1

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей.

Люди в ходе общения обмениваются разнообразной информацией, мнениями, знаниями, суждениями, идеями, убеждениями и результатами собственной деятельности. В общении люди называют свои потребности, интересы и цели, приобретают практические навыки, усваивают нравственные принципы и правила этикета, а также традиции и обряды, находят пути и меры преодоления возникающих трудностей, а также принимают коллективные решения.

Общение в психологии можно определить в качестве взаимодействия двух и более человек, которое представлено обменом информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Выделяют непосредственное общение, когда люди общаются лицом к лицу, а также опосредованное, реализуемое посредством деловых писем, приказов, распоряжений, отчетов, телефонной, радио- и телевизионной связи.

В ходе непосредственного общения его участники, то есть субъекты общения, могут не только передавать информацию друг другу или обмениваться мнениями, планами и суждениями, а также отслеживать реакции собеседника, видеть то, каким образом информация влияет на поведение и поступки человека. Другими словами, при непосредственном контакте между участниками общения устанавливается постоянная обратная связь.

В процессе опосредованного общения постоянной обратной связи нет. Например, в процессе переписки она ограничена, а при телефонном разговоре собеседники могут обмениваться информацией в виде диалога, но при этом не видят выражений лиц и других телодвижений, которые иногда могут сказать больше, чем слова. Но опосредованное общение имеет и некоторые преимущества. В первую очередь, это возможность общаться, при территориальной разрозненности, что помогает выиграть во времени и средствах.

Определение 2

Психология общения – это, в первую очередь, наука, занимающаяся изучением проблем общения и путями их решения.

Предметом психологии общения выступает процесс исследования самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств в качестве части деятельности общения. А также, анализ взаимоотношений общения и других видов человеческой деятельности, в первую очередь, практической и познавательной деятельности.

Принято выделять девять групп коммуникативных потребностей человека:

  • потребность в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  • принадлежность к социальной группе;
  • сопереживание и сочувствие;
  • забота, помощь и поддержка со стороны окружающих;
  • оказание помощи, заботы и поддержки окружающим;
  • установление деловых связей с целью осуществления совместной деятельности и сотрудничества;
  • постоянный обмен опытом и знаниями;
  • оценка со стороны других, уважение, авторитет;
  • выработка общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего, что в нем происходит.

Источник потребности в общении – коллективистская, социальная человеческая природа, характерная для него потребность не только в индивидуальной, но и в совместной деятельности. Общение – не только потребность личности, но и условие, а также средство ее удовлетворения.

Содержание общения

Определение 3

Содержание общения – это та информация, которую передает в процессе общения один человек – другому.

Несмотря на то, что человеческое общение – многопредметно и имеет крайне разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть:

  • материальным – обмен продуктами и предметами человеческой деятельности;
  • когнитивным – обмен знаниями между собеседниками;
  • деятельным обмен действиями, операциями и умениями;
  • кондиционным – обмен психологическими и физиологическими состояниями;
  • мотивационным – обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями.

Люди вступают в процесс общения, так как преследуют определенные цели. Цель общения – это, для чего человек вступает в данный вид активности. Цели общения могут быть крайне разнообразны, в зависимости от стремлений человека.

  • Иногда цель общения может заключаться в самом процессе общения, тогда оно выступает самоцелью и средством удовлетворения потребности в общении.
  • Также цель общения может лежать за пределами самого процесса взаимодействия субъектов, тогда имеет место процесс делового общения, который служит способом организовать и оптимизировать тот или иной вид предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и пр.
  • Цель общения может состоять в приобщении партнеров к ценностям и опыту друг друга, как это происходит при личностном общении, которое, в основном, сосредотачивается вокруг психологических проблем внутреннего характера человека, интересов и потребностей, глубоко затрагивающих человеческую личность.

Для того чтобы были успешно реализованы задачи психологии общения, современной психологической наукой выделены основные этико-психологические принципы делового общения, к которым можно отнести:

  • принцип создания условий, направленных на выявление творческого потенциала и профессиональных знаний индивида, на основании которого могут быть согласованы личные цели сотрудника и общие цели организации;
  • принцип полномочий и ответственности, которым регламентируется процесс делового общения в рамках служебных прав и обязанностей, соответствующих служебному статусу сотрудника, оценке его деловых качеств, а также использованию его квалификации и опыта;
  • кооперативность – вклад, каждого должен быть таким, каким это требует совместно избранная линия беседы;
  • достаточное количество информации – говорить не больше и не меньше, чем необходимо в данный момент;
  • качество информации – не говорить непроверенную информацию, не лгать;
  • целесообразность – не отклоняться от темы, стараться найти решение;
  • ясность и убедительность – владение лингвистическими особенностями языка и тактикой общения;
  • учет индивидуальных особенностей собеседника.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :