Определение 1
Диагностика психического развития – это проведение исследования человека для выяснения личной специфики его психического развития (например, индивидуальных черт личности, способностей и т.д.).
Процесс диагностики
При проведении диагностики детей важно не только провести саму диагностику для нахождения личных особенностей или для подтверждения нормы. Основное в диагностике – это прояснить связь между различными особенностями психического развития. Поэтому важным пунктом в диагностике ребенка, является проведение комплекса методик для полноценного обследования сторон его психического развития. Только таким образом может быть сформулировано общее представление о психике ребенка.
Замечание 1
Важным моментом в диагностике является правильный подбор методик, проведение обследования в определенном порядке, чтобы ребенок не устал и не отказался от обследования.
Для качественной диагностики специалисту необходима хорошая практика и соблюдение порядка работы с тестовыми методиками.
Процесс диагностики условно делят на два пункта:
- Сбор необходимой информации для диагностики (на данном этапе возможно краткое исследование с помощью тестовых методик, а также длительное обследование – методом наблюдения в тех или иных условиях);
- Постановка диагноза и составление рекомендаций по коррекционной помощи.
Замечание 2
Необходимо помнить, что непрофессиональный подход к диагностике психического развития может нанести вред ребенку.
Правила работы с методиками для успешной диагностики
- Нужно понимать, что универсальной методики диагностики психического развития не существует. Поэтому для проведения диагностики необходимо использовать несколько методик (количеством от 10, но не более 15), для получения цельной информации обо всех личностных характеристиках ребенка;
- Также важно знать, что определенная методика рассчитана на какую-либо возрастную группу. Таким образом, надо следить за тем совпадает ли возраст испытуемого с тем возрастом, для которого составлена методика. Здесь нужно внимательно читать инструкцию или на способ представления материала;
- Необходимо всегда строго следовать инструкции прилагаемой к методике, т.к. не правильное проведение методики может сказаться на ее конечных результатах;
- Результаты исследования для разной возрастной группы будут различными. Необходимо внимательно все сверять, чтобы результат соответствовал определенной возрастной группе. По одной методике также нельзя судить об отклонении от нормы, здесь важно, чтобы результаты сразу всех методик говорили об отклонении;
- Диагностике по многим методикам нужен специальный «стимульный материал», то есть карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Необходимо помнить, что все инструкции о порядке и способах подачи стимульного материала обязательны, и если их проигнорировать, то получится непонятный результат;
- Ни в коем случае не пытайтесь заставить ребенка работать через силу. Его нежелание участвовать в диагностике может привести к неправильным, неточным результатам.
- Также нельзя при ребенке упоминать о проверке его знаний и т.д. Все это приведет к его скованности, напряжению, что плохо скажется на результатах. Во избежание сопротивления ребенка, можно включить в диагностику игру или другую совместную деятельность, которая бы его заинтересовала;
Замечание 3
В заключении необходимо отметить, что правильная диагностика – это важный этап в организации лечения или коррекции отклонений в психическом развитии ребенка. На основании полученных результатов обследования, специалист установит диагноз и составит план коррекционной работы.