Психологическое исследование имеет три основных вида, таких как: теоретический, эмпирический и прикладной.
Термин «эксперимент» имеет происхождение от латинского «experimentum», что в переводе означает опыт или проба. Понятие данного термина можно расписать как научный опыт, где наблюдается исследуемое явление при учтенных условиях, которые позволяют следить за развитием какого-либо явления, что дает многократное воспроизведение во время повтора конкретных условий.
Эмпирический вид исследования отвечает за поставленную цель для получения данных разными способами, такими как метод наблюдения, лабораторный и естественный эксперимент.
Деление теоретического и эмпирического исследования является условным, и оно включает в себя несколько пунктов:
При проведении какого-либо исследования до сбора информации или уже имеющейся, то ученый психолог обязан выявить исследовательскую модель и теоретическую базу всей работы.
Во всех исследованиях можно столкнуться с проблемой по решению конкретной ситуации, которая будет являться исходником при научном исследовании. По таким данным можно выявить такие проблемы как: обнаружение существующего дефицита, т.е. нет конкретных фактов, за которые можно было бы зацепиться; устранить дефицит за счет осознанной потребности; описать ситуацию, как она есть на самом деле; сформулировать возникшие проблемы по научной терминологии.
Чтобы понять суть проблемы и ее существование, нужно провести анализ по литературному образу, который нужно будет охарактеризовать и определить степень исследованности конкретной проблемы, не забыть о целостности и отдельных сторонах проблемы, но самое главное это, вопросы, которые были затронуты не в конкретном понимании, а в переносном.
Объектом принято считать, процесс познания, на который он будет направлен. Объект – это цельное, имеющее в себе фрагменты мира, которые существуют независимо от субъекта познания. К объекту можно отнести: индивида, группу, общность, животных.
Чтобы изучать объекты, нужно точно знать, что это будет, то ли это группа людей, то ли это группа животных, и про что не нужно забывать в данном изучении, так это про психическое значение, которое находится в мозгу. К значимым исследовательским характеристикам объекта относятся: половая принадлежность, возраст, образование, деятельность занятий, состояние здоровья, национальность и все в таком духе.
Предмет познания – это конкретные характерные свойства, которые отражаются в объекте при рассмотрении определенных исследовательских условий. К предмету познания относятся такие характеристики: изучение отдельных свойств, функций; вид поведения; взаимодействие и влияние пространственных характеристик присущих отдельным явлениям; связь между явлениями физиологического и психического состояния.
Предмет познания имеет довольно широкий спектр характеристики сторон, нежели объект познания.
Проблема, объект и предмет, всегда должны быть выделены и стоять в первых строчках исследования.
Во время разработки концепции исследования нужно учесть, такие факторы, как специфика психологических закономерностей и общих законов. К этим факторам относят:
Цель исследования – это получение желаемого конечного результата, который может быть выражен в теоретико-познавательном (прикладной) и практическом. Данные направления не имею конкретного охвата разнообразия целей. К видам цели исследования относятся, такие конечные результаты:
Задача исследования – это пути и средства, которые будут выбраны для достижения цели исследования. Формирование задач заключается в следующем: анализ литературной темы, провести обследования, обработка эмпирических данных, анализ полученных результатов и подвести итоги.
Чтобы психологическое исследование дало нужный результат, нужно действовать по шагам:
Последовательность исследования проходит всегда по-разному, это приблизительные этапы, на которые нужно опереться, чтобы правильно описать и выявить новые феномены психологических исследований.