Структура и этапы психологического исследования


Структура и этапы психологического исследования

Структура психологического исследования

Психологическое исследование имеет три основных вида, таких как: теоретический, эмпирический и прикладной.

Термин «эксперимент» имеет происхождение от латинского «experimentum», что в переводе означает опыт или проба. Понятие данного термина можно расписать как научный опыт, где наблюдается исследуемое явление при учтенных условиях, которые позволяют следить за развитием какого-либо явления, что дает многократное воспроизведение во время повтора конкретных условий.

Эмпирический вид исследования отвечает за поставленную цель для получения данных разными способами, такими как метод наблюдения, лабораторный и естественный эксперимент.

Деление теоретического и эмпирического исследования является условным, и оно включает в себя несколько пунктов:

  • процедурная сторона на первом плане в исследовании, т.е. определить теоретическое или же эмпирическое можно по такому критерию как основная часть, она может быть, а может и нет, потому что происходит сбор данных по взаимодействию с объектом изучения;
  • осуществление взаимодействия, т.е. работа исследования имеет эмпирический характер;
  • выделение продуктивной стороны, т.е. определить конкретную условность между теоретическим и эмпирическим исследованиями.

При проведении какого-либо исследования до сбора информации или уже имеющейся, то ученый психолог обязан выявить исследовательскую модель и теоретическую базу всей работы.

Замечание 1

Во всех исследованиях можно столкнуться с проблемой по решению конкретной ситуации, которая будет являться исходником при научном исследовании. По таким данным можно выявить такие проблемы как: обнаружение существующего дефицита, т.е. нет конкретных фактов, за которые можно было бы зацепиться; устранить дефицит за счет осознанной потребности; описать ситуацию, как она есть на самом деле; сформулировать возникшие проблемы по научной терминологии.

Чтобы понять суть проблемы и ее существование, нужно провести анализ по литературному образу, который нужно будет охарактеризовать и определить степень исследованности конкретной проблемы, не забыть о целостности и отдельных сторонах проблемы, но самое главное это, вопросы, которые были затронуты не в конкретном понимании, а в переносном.

Объектом принято считать, процесс познания, на который он будет направлен. Объект – это цельное, имеющее в себе фрагменты мира, которые существуют независимо от субъекта познания. К объекту можно отнести: индивида, группу, общность, животных.

Чтобы изучать объекты, нужно точно знать, что это будет, то ли это группа людей, то ли это группа животных, и про что не нужно забывать в данном изучении, так это про психическое значение, которое находится в мозгу. К значимым исследовательским характеристикам объекта относятся: половая принадлежность, возраст, образование, деятельность занятий, состояние здоровья, национальность и все в таком духе.

Предмет познания – это конкретные характерные свойства, которые отражаются в объекте при рассмотрении определенных исследовательских условий. К предмету познания относятся такие характеристики: изучение отдельных свойств, функций; вид поведения; взаимодействие и влияние пространственных характеристик присущих отдельным явлениям; связь между явлениями физиологического и психического состояния.

Предмет познания имеет довольно широкий спектр характеристики сторон, нежели объект познания.

Проблема, объект и предмет, всегда должны быть выделены и стоять в первых строчках исследования.

Во время разработки концепции исследования нужно учесть, такие факторы, как специфика психологических закономерностей и общих законов. К этим факторам относят:

  • Во-первых, специфика=статистическому характеру, т.е. психические явления обусловлены большим спектром факторов, которые в силу своего влияния, меняют сочетание и поэтому определить нет возможности;
  • Во-вторых, поведение и деятельность человека, которые подчинены факторам индивидуальности внутреннего мира личности, которая хранит в себе жизненный путь человека.
  • В этом во всем заключается непредсказуемость всех действий человека, которые он совершает на всем протяжении жизни и конкретного вердикта по психологии человека нет.

Цель исследования – это получение желаемого конечного результата, который может быть выражен в теоретико-познавательном (прикладной) и практическом. Данные направления не имею конкретного охвата разнообразия целей. К видам цели исследования относятся, такие конечные результаты:

  • характерное описание психического явления заключается в следующем, неполное описание психического явления и противоречия между эмпирическими данными;
  • определение взаимодействий психических явлений заключается в следующем, когда нужно определить характерные взаимодействия между поставленными задачами, либо уточнить и выявить взаимосвязь психических явлений;
  • возрастные изменения по динамике явлений, т.е. процессы созревания, роста и развития по возрастной лестнице изменчивости психики;
  • описание нового феномена или эффекта, т.е. открытие новых подробностей о том или ином факте психологического явления;
  • научные обобщения представлений и сведений, т.е. определить новые обобщающие закономерности, по тем, которые были представлены изначально;
  • создать классификацию и типологию, т.е. найти такие факты, которые будут достойной классификацией в области явлений.
Определение 1

Задача исследования – это пути и средства, которые будут выбраны для достижения цели исследования. Формирование задач заключается в следующем: анализ литературной темы, провести обследования, обработка эмпирических данных, анализ полученных результатов и подвести итоги.

Этапы психологического исследования

Чтобы психологическое исследование дало нужный результат, нужно действовать по шагам:

  • изучить состояние проблемы;
  • разработать или уточнить исходную исследовательскую концепцию;
  • планирование исследования;
  • собрать все данные и факты для описания;
  • обработать данные;
  • оценить результаты исследования по гипотезам;
  • соотнести результаты с имеющимися концепциями и теориями.

Последовательность исследования проходит всегда по-разному, это приблизительные этапы, на которые нужно опереться, чтобы правильно описать и выявить новые феномены психологических исследований.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :