Восприятие – это процесс целостного и опосредованного отражения предметов, явлений окружающего мира и физиологического состояния организма, результатом которого является перцептивный образ.
Восприятие вместе с ощущением выступают психическими процессами, реализующими одну из важнейших и базовых функций психики, а именно отражение внешнего мира. Ощущение представляет собой процесс отражения отдельных свойств и признаков воспринимаемых предметов и, как правило, на уровне сознания не отображается. Исключения возможны при переживании измененных состояний сознания, наиболее часто оглушенного или смутного сознания, когда на первый план выступают отдельные качества окружающего мира, например, цвет обстановки или громкость слышимых звуков, в то время как складывания целостного образа не происходит. Ощущение выступает физиологической и сенсорной базой для функционирования восприятия, однако, перцепция представляет собой качественно более высокоуровневый процесс и не сводится к простой суммации ощущений.
Восприятие не присуще человеку с рождения, оно складывается в течении первого года жизни, с одной стороны по мере созревания сенсорных отделов коры головного мозга и анализаторных систем, а с другой в результате приобретения опыта сенсорной деятельности и активного взаимодействия с разнообразной окружающей средой. Уже на этом этапе восприятие включает в себя элементы памяти, такие как создание сенсорных эталонов – образцов объектов внешнего мира необходимых для их быстрого узнавания, а также мышления, для выстраивания взаимосвязей внутри воспринимаемого объекта, например, распознавания различных эмоциональных выражений лица человека – радости, грусти, злобы, через соотнесение особенностей экспрессии губ, бровей, взгляда.
В дошкольном и особенно активно младшем школьном возрасте восприятия формируется как познавательная деятельность, имеющая собственный познавательный мотив (любопытство, интерес), цели (выявление существенных свойств объекта и его соотнесение с существующими классами объектов) и развернутую систему действий (сенсорное изучение объекта и включение его в систему взаимодействий с другими объектами). Как и другие высшие психические функции восприятие в значительной степени опосредуется речью, позволяющей более четко проводить категоризацию, обобщение и описание наблюдаемых объектов.
Восприятие, как познавательный процесс, играет крайне значимую роль в психическом развитии личности, предоставляя основания для выстраивания системы взаимодействий с окружающим миром, снабжая информацией процессы мышления, памяти и воображения, позволяя человеку отслеживать изменения в окружающем его пространстве и таким образом отслеживать последствия своих действий и прогнозировать исходы событий. Грубые нарушения процессов ощущения и восприятия, а также работы анализаторов, например, такие как глухота, способны стать фактором, детерминирующим значительное отставание и ограничение в развитии психики человека.
Несмотря на то, что центральная роль в сознании отводится восприятию внешнего мира, перцепция внутренних, телесных ощущений имеет также огромное значение. Мышечная чувствительность позволяет координировать работу поперечнополосатой мускулатуры и усваивать двигательные навыки, а болевые ощущения и генерализованные чувства голода, жажды, духоты, тяжести и т.д. сигнализируют о состоянии организма.
Возможность восприятия обеспечивается работой анализаторных систем.
Анализаторы - это функциональные нервные образования, обеспечивающие прием, передачу и переработку информации о состоянии внешней и внутренней среды организма.
Анализаторы могут быть направлены как на восприятие стимулов внешней, так и внутренней среды организма. Каждый анализатор направлен на регистрацию своего особого типа раздражителя и имеет в своем составе три отдела:
В зависимости от типа раздражителя выделяют различные виды анализаторов. К внешним относят зрительный, слуховой, тепловой, тактильный, обонятельный и вкусовой анализаторы, образующие пять органов чувств. Среди внутренних выделяют ноцицепцию – восприятие боли, проприоцепцию – мышечную чувствительность, вестибулярный аппарат, обеспечивающий восприятие положения тела в пространстве, а также множество хемо и барорецепторов наблюдающих за состоянием внутренней среды организма и поддержанием гомеостаза.
Общеизвестной является классификация видов восприятия в соответствии с органами чувств. На ее основании была создана концепция модальностей, опирающаяся на данные о распределении доли получаемой информации того или иного вида чувствительности, а также ее приоритетности для сознания. В рамках теории выделяют три вида модальности:
Большинство людей отводят центральную роль именно зрительной информации и относятся к группе визуалов. Для них свойственна внутренняя репрезентация мыслей через визуальные образы и представления, а в речи наиболее часто используются конструкции, апеллирующие к визуальным образам, например: «Надо посмотреть», «Я вижу это следующим образом» и т.д.
Вторая по численности группа аудиалов – лиц, ориентированных в первую очередь на восприятие звуковой и речевой информации. Во внутренней репрезентации большое значение имеет ощущение ритма, гармоники, мелодичности когнитивных процессов, а в речи использование аудиальных конструкций, например: «Мое предложение звучит следующим образом», «Я не слышу в ваших словах» и т.д.
Наиболее редким является кинестетический тип. Он предполагает ориентацию на телесные ощущения и объединяет восприятие вкуса, запаха, тактильную чувствительность, а также внутреннюю перцепцию. Когнитивная деятельность окрашена представлениями о комфортности/неудобстве, теплоте/холодности предметов оценки, в речи кинестеты проявляют себя наиболее разнообразно, благодаря широкому диапазону видов чувствительности: «Мне больно, когда ты так поступаешь», «Я чувствую себя неудобно в данных обстоятельствах», «Это вкусное предложение» и т.д.