Военная психология – это раздел психологии, изучающий специфику функционирования и развития индивидуально-психологических характеристик военнослужащих в мирное время и в условиях боевой обстановки.
Военная психология – это не только самостоятельная психологическая дисциплина, но и синтетическая отрасль, которая использует достижения других отраслей психологии, в частности, педагогической, социальной, возрастной, медицинской, клинической и т.д. В следствии этого уровень развития военной психологии зависит от уровня развития психологической науки в целом. Объектом военной психологии являются военнослужащие и военные коллективы, а предметом – их психологические особенности.
Будучи составной частью военного дела, военная психология направлена на решение следующих задач:
Представленные задачи военной психологии по своему характеру являются интегральными, т.е. подразумевают для своего решения выполнение множества подзадач. Каждая задача носит как теоретический, так и практический характер, и реализуется в рамках непосредственной деятельности психологов в военных частях, а также в научной работе.
Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, в центре которой стоит проблема исследования закономерностей военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности.
Военная педагогика как наука обладает специфической особенностью, отличающих ее от всех остальных педагогических наук. Специфика заключается в том, что военнослужащие как объект педагогического воздействия включены не только в учебную и воспитательную деятельность, но и в непосредственное выполнение служебных обязанностей с первых дней службы или обучения в военном заведении.
Военнослужащим приходится решать учебные, практические и служебные здачи, а также нести полную личную ответственность за качество своего обучения, выполнения своей профессиональной деятельности, принятие решений. Данная ответственность подразумевает не только моральную, но и юридическую составляющую. Кроме того, объектом воздействия военной педагогики, как правило, являются лица уже достигшие 18 лет, т.е. достаточно сформировавшиеся в психологическом плане, имеющие свои убеждения, ценности и мировоззрение. Совокупность всех этих факторов составляет специфику военной педагогики.
Военная педагогика решает следующие задачи: