Виды мотивации
Современная психология включает несколько различных способов классифицировать мотивацию.
- Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных влиянием внешних факторов на объект: обстоятельства, условия, стимулы, не связанные с содержанием конкретного типа выполняемой деятельности.
- Интринсивная мотивация (внутренняя) – имеет ряд внутренних причин, связанных с жизненными позициями личности: потребностями, желаниями, стремлениями, интересами, влечениями и установками. В случае внутренней мотивации человек совершает поступки добровольно, то есть не берет во внимание внешние обстоятельства. В работах Х. Хекхаузена освящен предмет дискуссии о целесообразности такого рода деления мотивации, с позиций современной психологии. Такие дебаты – бесперспективные и беспочвенные. Человек, выступающий как активный член общества, не может быть абсолютно независим от влияния окружающего социума в процессе выбора решений и поступков.
- Положительная мотивация – базируется на стимулах и ожиданиях позитивного характера. Например, положительной мотивацией является конструкция «если я выполню действие, то смогу получить некоторое вознаграждение», «если я не буду ничего делать, то меня чем-то наградят».
- Отрицательная мотивация – стимулы и ожидания отрицательного характера. Например, отрицательной мотивацией могут служить утверждения «если я совершу такое действие, то я не буду наказан», «если я не буду поступать таким образом, я не получу наказания». Другими словами, основным различием является ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, а негативных – во вторых.
- Устойчивая мотивация – потребности личности, для удовлетворения которых человек должен выполнять ряд осознанных действий, не нуждаясь при этом в дополнительном подкреплении. Например, утоление голода, согревание после переохлаждения.
- В случае неустойчивой мотивации человек требует постоянной поддержки, получение стимулов извне. Например, сбрасывание излишних килограммов, избавление от курения.
Замечание 1
Также психологами выделено два подтипа устойчивой и неустойчивой мотивации, которая условно именуется «метод кнута и пряника», различия между которыми хорошо показывает следующий пример: стремление избавиться от лишнего веса и достичь привлекательной формы.
Дополнительно мотивацию разделяют на индивидуальную, групповую и познавательную.
Индивидуальной мотивацией объединяются потребности, цели и стимулы, направляемые на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Например, голод, жажда, желание избегать болевых ощущений, обеспечение температурного оптимума.
Явлениями групповой мотивации служит забота родителей о своих детях, выбор типа деятельности, чтобы получить признание общества, поддержку от государственного устройства.
Пример 1
Пример познавательной мотивации – это научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний посредством игрового процесса.
Харцбергом выделено 15 критериев мотивирующей организации труда, которыми повышается его эффективность, поэтому их обязательно необходимо учитывать.
- Любое действие должно быть осмысленно. В первую очередь, это относится к тому, кто требует от других действий.
- Человек чувствует радость от своей работы, если видит результаты своих действий, при общении с другими людьми (пациентами, клиентами, поставщиками), так как его действия приносят людям очевидную пользу.
- Каждый человек на своем рабочем месте стремится проявлять свои способности и продемонстрировать свою значимость. Специалист желает принять участие в решении вопросов, входящих в его компетенцию.
- Человек стремится к самовыражению в трудовой деятельности, получению результата, имеет доказательства того, что он может что-то сделать. Желательно, чтобы результат его деятельности получил имя своего создателя.
- У каждого сотрудника есть собственная точка зрения на то, как лучше организовать собственную деятельность и рассчитывает на то, что его предложения обязательно рассмотрят.
- Люди получают удовольствие от ощущения собственной значимости.
- Каждый человек хочет достичь успеха. Успех – это реализованная цель, если она сформулирована сотрудником самостоятельно, то при ее достижении им будет вложено больше сил и труда.
- Если его успехи не будут признаны, то это вызовет у него разочарование. Любой хорошо работающий сотрудник, полноправно рассчитывает на поощрение и признание, как моральное, так и материальное.
- По тому, в какой форме, и какая скорость получения информации сотрудниками, они могут оценить степень своей реальной значимости в глазах начальства. Если информацию получить сложно, возникают затруднения, они получают ее с задержкой, чувствуя себя недооцененными. В результате наступает снижение производительности труда.
- Никому не нравится, что решения, которые касаются непосредственно их, принимаются без их ведома, не принимая во внимание их знания и опыт.
- Любой сотрудник нуждается в получении оперативной информации, касающейся собственного труда, чтобы иметь возможность вносить коррективы в свою деятельность.
- Личность не испытывает удовольствия от контроля руководства. Дело выигрывает только в случае организации максимального самоконтроля.
- В процессе работы человек стремится к приобретению новых знаний, поэтому повышенный уровень требований, дающих шанс развиваться дальше, то есть такие требования человек принимает с большим воодушевлением, чем заниженные.
- Человек проявляется негативную реакцию, если результаты, полученные им на работе, вызывают только то, что он будет получать только дополнительную нагрузку, не поощряя при этом морально или материально.
- Важно, дает ли работа возможности быть начальником самому себе, дает ли она возможность проявлять инициативу в организации производства при индивидуальной ответственности.