Борьба за лидерство


Борьба за лидерство

Понятие лидерства

Лидерство представляет собой сложное и многоаспектное явление, которое возникает и проявляется в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности, в которых присутствуют коллективы или группы людей.

Феномен лидерства как таковой недоступен непосредственному наблюдению и фиксации, что приводит к необходимости его изучения через последствия, в виде системы взаимоотношений, выстроенных в коллективе или эффективности его деятельности. Опосредованное изучение лидерства выступает причиной значительного плюрализма в отношении его осмысления и представления в теоретических концепциях.

Обобщая многочисленные подходы и определения лидерства, которых более трехсот, можно выделить два наиболее основных понимания данного феномена:

  1. ведущее положение отдельной личности, социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности;
  2. процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов.

В соответствии со спецификой понимания самого феномена лидерства, спецификой также будет обладать и понятие борьбы за лидерство. Учитывая стихийный, зачастую негласный характер формирования лидерства в группе, сама борьба зачастую может носить латентный характер и протекать в первую очередь во внутреннем психическом пространстве членов группе в виде сличения кандидатов с идеальных образом лидера.

Замечание 1

В некоторых случаях борьба может принимать активный и целенаправленный, зачастую грубый характер выходя за пределы самого вопроса лидерства. Подобное явление возможно в случае эмоциональной незрелости, либо недостаточной развитости структур самоконтроля у конкурентов. Наиболее часто подобные явления можно наблюдать в школьных коллективах, а также маргинальных и антисоциальных объединениях.

Борьба с точки зрения личностных теорий

Личностные теории лидерства опираются на его более традиционное понимание, лидерство как выделение одного из членов коллектива благодаря его индивидуальным качествам, будь то личностные характеристики в рамках теории черт, или стиль выстраивания взаимоотношений с последователями в рамках ролевых теорий.

Данный подход дает наиболее типичную картину борьбы за лидерство в коллективе. Поскольку лидерство взаимосвязано с определенным компетенциями, то вполне логичным итого является тот факт. Что на лидерство претендуют те члены группы, у которых данные компетенции более выражены.

Важным аспектом борьбы за лидерство в рамках данной теории являются источники власти оппонента или уже устоявшегося лидера. Наиболее часто выделяют следующие типы власти:

  • власть, основанную на принуждении;
  • власть, основанную на вознаграждении;
  • экспертная власть
  • эталонная власть или власть примера
  • законную или традиционную власть

Власть принуждения и вознаграждения как правило характерна для лидеров-руководителей, за которыми она закреплена на уровне должностных обязательств, в связи с чем потенциальному конкуренту будет практически невозможно предложить ее эквивалент.

Конкуренция в области экспертной власти потребует превосходства в области специальных знаний, необходимых в сфере деятельности группы, а эталонная власть выражается в способности позиционировать себя, как образец актуализации потребностей членов группы. Данные виды власти являются сравнительно мягкими и могут выступить в качестве поля для борьбы.

Традиционная власть опирается на консервативно закрепленные отношения между лидером и последователями в силу сложившихся обстоятельств. За исключением тех случаев, когда конкурент также оказывается частью, данной системы взаимоотношений, подорвать традиционную власть достаточно сложной задачей. При этом сила такой связи будет тем больше, чем значительнее социальное расстояние между лидером и последователем.

Борьба в рамках ситуационных теорий

Ситуационные теории предполагают альтернативный взгляд на сам феномен лидерства. В нем положение лидера зависит не от его качеств или компетенций, а от факторов, обуславливающих складывание конкретной задачи, стоящей перед коллективом.

В зависимости от теоретической позиции автора в качестве переменных могут рассматриваться готовность подчиненных к выполнению задачи, свойства самой задачи, организации, группы и лидера, благоприятность либо не благоприятность условий, в которых протекает деятельность группы.

При этом борьба за лидерство носит не эпизодический, а перманентный характер, вместе с тем она как бы отсутствует. Воплощением борьбы за лидерство в рамках ситуационных теорий, становится сравнение возможностей членов группы к актуализации конкретных условий данной ситуации. Таким образом сталкиваясь с новой задачей группа вполне может согласно принципу самоорганизации выдвигать из своего состава новое, более подходящее лицо, для ее решения. Таким образом смена лидеров приобретает характер на борьбы, а перманентной адаптации группы к условиям среды.

Замечание 2

Особенно отчетливо данный феномен проявляется при перемещении лидера, сформировавшегося в рамках одного коллектива и одного вида деятельности, в другой коллектив с отличной спецификой работы. Как правило, это приводит к падению личностной эффективности лидера, равно как и всей группы, в силу того, что лидер сформировался вне ее контекста.

Конкуренция лидера и руководителя

Несовпадение позиций лидера и менеджера, либо неспособность руководителя в силу личностных свойств занять позицию лидера может привести к конфликтной ситуации и возникновению конкуренции между ними.

В благоприятных условиях руководитель и неформальный лидер имеют мало точек соприкосновения, что обусловлено различием направленности их деятельности. Менеджер регламентирует производственную и структурную сторону вопроса, в то время как лидер отвечает за межличностные взаимоотношения.

Однако в случаях, когда менеджер злоупотребляет формальными источниками власти, нарушает принципы устоявшегося, справедливого распределения нагрузки и вознаграждения, группа может выдвинуть лидера для противостояния ему, как представителя своего коллективного мнения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :