Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, являющийся основоположником одного из популярных направлений глубинной психологии – аналитической психологии. В 1910 году Юнга избрали первым президентом Международной Ассоциации психоанализа.
Аналитическая психология базируется на телеологическом подходе, который подразумевает, что динамика человеческой жизни протекает в определенном направлении, имеет определенный смысл и цель. Юнг акцентировал свое внимание на экзистенциональной сущности индивида, а не на биологической или социальной человеческой природе Фрейда. Человек постоянно стремиться добиться с собой гармонии, творчески самовыражаться и физически совершенствоваться.
Психика включает три отдельных взаимодействующих структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное:
Личное бессознательное состоит из конфликтов и воспоминаний, которые когда-то были осознанными, но на настоящий момент забыты или подавлены. Содержание личностного бессознательного группируется в комплексы и скопления мыслей, чувств и воспоминаний, вокруг каких-либо обычных тем, к которым относят власть, деньги, отношения с отцом или матерью и пр.
Комплекс – это скрытая в глубине бессознательного неразрешенная жизненная проблема, которая может быть связана с различными потребностями.
Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре души индивида. Оно является хранилищем латентных отпечатков памяти человечества и даже человекообразных предков человека. В нем отражаются чувства и мысли, являющиеся общими для всех человеческих существ и представляющие собой результат общего человеческого прошлого. Концепцию коллективного бессознательного назвали одной из основных причин расхождения Юнга и Фрейда.
Архетип – это универсальная модель восприятия, мышления или поведения.
Функция архетипа – это направление реальных психических процессов в определенное русло. Проявляются архетипы в символах. Часто архетипические символы отражены в сновидениях, обнаруживаются в культуре в мифах, традиция и обрядах.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченно. Но Юнг уделил особое внимание маске, аниме и анимуму, тени и самости.
Маска – это публичное человеческой лицо, представленное совокупностью социальных ролей и поведенческих моделей, которые проявляются в отношениях с окружающими людьми.
Персона – верхний «слой» человеческой психической жизни, который социально обусловлен. Персоне характерен коллективный характер, так как ее задают общественные нормы. Иными словами, персона – это тот набор масок, которые человек надевает, чтобы удовлетворять ожидания окружающих людей.
Тень – архетип, противоположный персоне. Юнгом данная часть называлась альтер Эго. Чем более жесткая персона, тем больше теневых сторон в личности. Юнгом были выделены негативные и позитивные аспекты архетипа Тени. Тень является источником жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни.
Анима – это внутренний образ женщины внутри мужчины, то есть его бессознательная женская часть.
Анимус – это внутренний образ мужчины внутри женщины, то есть ее бессознательная мужская часть.
Архетипы анима и анимус достаточно тесно взаимосвязаны с гендерными стереотипами, которые существуют в культуре данного общества. Человек бессознательно проецирует Анима и Анимус на партнеров противоположного пола, выступая причиной антипатии и симпатии. Если мужчина отвергнет Аниму, то его внутренняя дисгармония будет спроецирована на отношения с женщинами.
Самость – это архетип целостной личности индивида, центр всей его психики. Данный архетип наиболее важен в теории Юнга. Самость – это и сущность души, которая представляет собой центр равновесия, вокруг которого объединяются и организуются все остальные элементы, как сознательные, так и бессознательные.
Юнгом было выделено 4 основные функции, к которым отнесли чувство, мышление, ощущение и интуиция. Юнг отнес мышление и чувство к рациональным функциям, так они образовывают суждение о жизненном опыте индивида
Мыслительный тип индивида рассуждает относительно ценностей каких-либо вещей, которые используют для рассуждения логику и аргументы;
Эмоциональный тип личности – оценивает все в точки зрения эмоций – положительных или отрицательных, то есть хорошо или плохо происходящее, красиво или некрасиво.
Вторая пара противоположных эмоций, то есть интуиция и ощущение, Юнгом были отнесены к способам получения информации, то есть эти функции являются иррациональными.
Ощущающий тип крайне внимателен к конкретным фактам в окружающем мире, к источникам запахов и вкусов;
Интуитивный тип полностью основывается на предчувствиях, догадках, основанных на бессознательной сфере личности.
Каждому индивиду присущи все четыре психологические функции, но только одна функция из рациональной и иррациональной пары обычно являются преобладающей и подавляет вторую пару и сознается самим индивидом. Две эго-ориентации и четыре психологические функции взаимодействуют и образуют восемь различных личностных типов.
Развитие личности Юнгом рассматривалось в качестве динамического процесса, то есть некоторой эволюции на протяжении всей жизни человека. Конечной целью жизни любого человека является его индивидуация, то есть становление самим собой, или становление индивида как неповторимой и целостной еденицы, он должен полностью самореализоваться и достичь самости.
Индивидуализация состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: