В широком смысле слова, предпринимательство – это самостоятельная деятельность человека, которая организует производство или торговлю. Иными словами, это свое дело, которое приносит доход. Развитие рыночных отношений и предпринимательства в Российской Федерации отличалось некоторыми особенностями. Главная из них сводится к следующему: Россия относится к группе стран (Япония, Италия, Германия), которые с небольшим опозданием приступают к индустриализации экономики.
Государство в экономике Российской империи играло важную роль. Ставка делалась не на свободу предпринимательства, а на регулирование государства. Все это привело к жесткой подчиненности предпринимательской деятельности государственным задачам и к равнодушному отношению к невысокой эффективности хозяйствования.
В 1861 году государство в дореформенный период оставалось абсолютистским, оно путем административного надзора и всевозможной регламентации опекало предпринимательскую деятельность. В России в начале реформ насчитывалось около 128 акционерных обществ – более двух сотен литейных и механических заводов. Их общий капитал составлял примерно 256 млн. рублей. В 1870 году бурное развитие получила акционерно-паевая форма предпринимательской деятельности.
В 1861-1873 годах в России было учреждено около 357 акционерных обществ, тогда российская промышленность росла стремительнее, нежели в других странах. Она развивалась по линии вытеснения дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно-купеческой фабрикой, а затем за счет мануфактурных и кустарных предприятий.
В те годы российское законодательство выделяло такие организационные структуры предпринимательской деятельности, как торговые дома, единоличные фирмы и акционерно-паевые общества. Участники торговых домов несли неограниченную и полную ответственность, а участники акционерного общества – ограниченную и неполную ответственность в пределах их вклада в капитал организации.
В начале XX столетия ведущая роль в промышленности России принадлежала паевым и акционерным предпринимательским структурам. Цель акционерных обществ сводилась к мобилизации широких кругов населения, а мотивы пайщиков сводились к расширению и развитию дела. После этого были намечены тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Эти процессы охватили ключевые отрасли промышленности.
На рубеже XX столетия произошло вытеснение среднего и мелкого предпринимательства более крупными фирмами. Данное оттеснение, включая процессы монополизации, сопровождалось резким сокращением количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 году до 24572 в 1908 году.
Зарубежная деятельность отечественного предпринимательства в 1900-1913 годах сводилась к экспорту товаров. Оборот внешней торговли в этот период вырос в несколько раз. Российские предприниматели вывозили в Западную Европу такие товары: хлеб, яйца, кожу, лен, лес, а в восточные страны – металлические изделия, стекло, нефтепродукты, шерсть, хлопчатобумажную ткань.
В целом, развитие предпринимательской деятельности в России в XIX - начале XX столетия была наиболее активным. Но противоречия экономической и общественной системы оказали существенное воздействие на развитие отечественного предпринимательства.
Период с октября 1917 года до начала 20-х годов условно называют вторым этапом развития российской предпринимательской деятельности. Особенностью данного периода было вытеснение предпринимательства из экономической жизни страны. Данная политика была последствием марксистских представлений о коммунистическом обществе. Классики марксизма связывали предпринимательскую деятельность с частной собственностью и эксплуатацией, несмотря на то, что они признавали организаторские и созидательные функции предпринимательства. Государство стало заниматься предпринимательскими функциями, что проявилось в концессиях.
Концессия – это договор между иностранным капиталистом и Советским государством, в соответствии с которым определенные объекты или участки земли передавались для эксплуатации капиталисту. Расчет с государством производился в денежной форме и в натуре произведенной продукцией.
В эти годы особой сферой экономической деятельности России стало содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерное предпринимательство наибольшего расцвета достигло в 20-ые годы.
Период НЭПа сформировал благоприятные предпосылки для активизации частной предпринимательской деятельности. Этому способствовали многие обстоятельства:
Как только частные предприниматели получили официальное признание, они стали успешно конкурировать с государственными предприятиями. Оценивая годы НЭПа, стоит отметить, что развитие предпринимательской деятельности ускорило процесс экономической реконструкции. К 20-ым годам практически восстановились транспорт и тяжелая промышленность, повысился уровень сельскохозяйственного производства, а также стала активно развиваться торговля. Благодаря изменениям в экономике повысился уровень жизни населения.
Но в этот период предпринимательская деятельность рассматривалась как явление, что чуждо социализму, поэтому экономические условия развития предпринимательства тогда слабо укреплялись.
Следующий этап в развитии отечественной предпринимательской деятельности выпал на период с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Тогда господствовала административно-командная система. Предпринимательство практически было изгнано из легального сектора экономики. Перейдя в теневую экономику, предпринимательская деятельность продолжала свое существование, но в меньших масштабах.
Тогда предприниматели реализовывали коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской комиссионной или колхозной торговли. Радикальные экономические реформы, которые начались в конце 80-ых годов, увеличение экономических трудностей привели к осмыслению многих реалий. Главной стратегической задачей развития предпринимательской деятельности и экономики стала коренная перестройка системы хозяйствования.
Впервые в период НЭПа в отечественной экономике предпринимательство получило официальное признание. Юридическая основа тогда была подведена под развитие предпринимательской деятельности. В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство рассматривается как самостоятельная и самоинициативная деятельность граждан, а также их объединений, которая направлена на систематическое получение дохода. Но современные условия предпринимательства в Российской Федерации сейчас затруднены. Так говорят предприниматели, что являются членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. На вопрос «Как вы оцениваете условия развития предпринимательской деятельности, что существуют сейчас?» около 40% опрошенных ответили, что удовлетворительно, а 60% считают современные условия развития предпринимательства плохими.
Это очередной раз подтверждает тот факт, что если не брать во внимание опыт наших предков, которые ставили перед собой подобные цели и действовали в том же направлении, что и нынешние предприниматели, то предпринимательская деятельность без своих исторических корней повторит уже совершенные ошибки.