Современная психологическая наука отличается все большим применением знаний на практике, практическая сфера постоянно расширяется и охватывает новые области человеческой жизнедеятельности. Самой жизнью психологической науке подкидываются новые проблемы для исследований.
Ранее психологическая наука оперировала абстрактными знаниями, добытыми в научных лабораториях, в настоящее время бурно развивается прикладная психологическая наука, где широко применяются эксперименты.
Хотя, по большей части, эксперимент направлен не на получение новых знаний в чистом виде, а на разрешение актуальных практических жизненных проблем и задач. К такому эксперименту можно отнести опытную проверку полезности и ценности психологических предложений, которые широко используются практической медициной, образованием, экономикой, правом и другими областями жизнедеятельности.
Такое состояние дел обеспечивает разделение психологических отраслей на прикладные и научные. Научное направление получает теоретические знания, решает познавательные проблемы человека, исследует его поведение. Прикладными отраслями, которые основываются на научных знаниях, решаются задачи практического характера, совершенствующие деятельность человека, улучшающие его поведение, повышающие уровень психологического развития, вырабатывающие практические рекомендации.
Исходя из указанной логики, необходимо выделить научно-познавательное и прикладное направление разработок педагогической психологии, в том числе экспериментально-научное направление педагогической психологии и экспериментально-практическое направление педагогической психологии вместе с теоретической научной и теоретической прикладной психологической наукой.
Научно-познавательными психолого-педагогическими исследованиями добываются сведения, обогащающие соответствующую науку, но не всегда находящие практическую применяемость, а прикладными психолого-педагогическими исследованиями предлагаются и научно обосновываются предложения и гипотезы, практическая реализация которых дает существенный воспитательный и учебный эффект. Это касается в основном воспитательной и обучающей практике детей, повышения квалификации различных специалистов, среди которых преподаватели, воспитатели, учителя и руководители образовательной системы.
Основные признаки экспериментальных психолого-педагогических исследований:
Эксперимент во многом способствовал становлению психологической науки. Большие надежды возлагаются на эксперимент в ее отдельном направлении, педагогической психологии. Экспериментальная педагогическая психология первым делом в условиях лаборатории исследовала особенности познавательного процесса школьников и их умственную работоспособность.
Впервые экспериментальную работу психолого-педагогической направленности выполнил Сикорский, взяв за основу специфику умственного процесса школьников. Ученый при помощи сравнительного анализа исследовал письменные работы школьников, написанные до и после утомления. Он установил, что утомление характеризуется психологической природой; поэтому такой деятельностью необходимо педагогически руководить в соответствии с нервно-психическими закономерностями школьников.
Впервые в России экспериментальная лаборатория, проводившая исследования в области педагогической психологии, была создана в 1901 году, в Петербурге А. П. Нечаевым. Лаборатория проводила изучение:
В 1904 году на базе лаборатории впервые в России открываются педагогические курсы, на которых читается широкий лекционный цикл, охвативший различные стороны детской жизнедеятельности.
В 1910 году Нечаев А.П. создает Общество экспериментальной педагогики, которое поставило своей задачей всестороннее изучение психофизической природы ребенка, условий детского формирования и развития, воспитательного процесса с помощью естественно-научной методики, а также распространение среди населения сведений о закономерностях развития детей и психологической основы воспитательной и обучающей деятельности.
В те годы педагогические лаборатории, школьные кабинеты психологической поддержки создаются при многих образовательных учреждениях. Появляется заинтересованность в изучении детства среди педагогических работников; повсеместно организовываются педагогические общества по изучению детства и ознакомления с методиками экспериментальной педагогической науки.
Широко распространяется в это время мысль о важном значении экспериментального исследования детства для решения его обучающих и воспитательных функций. Экспериментальная педагогика широко распространяется в отечественной образовательной деятельности. С 1910 по 1916 годы в Петербурге состоялись съезды по экспериментальной педагогике, носившие психологическую проблематику. Съезды по экспериментальной педагогике и психологической педагогике организовали известные ученые: