Объект и предмет педагогической психологии


Объект и предмет педагогической психологии

Предмет и объект педагогической психологии

Определение 1

Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.

Объект педагогической психологии – это деятельностные процессы передачи и усвоения социального человеческого опыта.

Предметом педагогической психологии выступает нормативная структура совместного типа деятельности, в ходе которой ученик усваивает, а учитель передает ему социальный опыт, а также создает благоприятные условия для усвоения новой информации.

Причины выделения объекта и предмета педагогической деятельности

К причинам выбора именно такого содержания предмета и объекта педагогической психологии можно отнести:

  1. объектом отражается некоторая область действительности, а предметом – тот ее аспект, в котором заинтересованы исследователи. Но известны и некоторые другие аргументированные подходы к вопросу о выделении предмета педагогической психологии. Так Талызиной Н.Ф. как предмет педагогической психологии была рассмотрена ориентировочная часть деятельности учения. Основанием этого послужила точка зрения о том, что в процессе исследования деятельности, психологию необходимо ограничивать анализом процессов, которые обеспечивают регуляторную функцию. Смысл этого заключается в функциях этих компонентов, но не в том, что они во внутренней форме.

    На самом деле, на более поздних этапах становления психики и деятельности, доминирующими являются именно внутренние методы регуляции, но в основном она осуществляется в различных формах, в частности, во внешнем проявлении. В рамках данного подхода психолог вынужден брать во внимание весь процесс деятельности, так как понять регуляторный механизм и генезис ее процессов невозможно, если вырвать ее из контекста целостной деятельности.

    Позиция такого рода заставляет психолога вводить искусственно созданные разграничения предмета изучения на основной предмет и второстепенный, или же рассматривать целостную деятельность как объект исследования, который, противореча определению, содержит исследуемый предмет в качестве своего компонента, или части.

    Это можно соотнести с двумя способами оперирования категорией деятельности. Деятельность может выступать предметом исследования или объяснительным принципом – по Выготскому Л.С.

    Вторым понятием предполагается объяснение чего-либо отличающегося от категории деятельности, но используя ее, что-то связанное с ней, но при этом не объяснение особенностей только психологических компонентов деятельности через анализ непсихологических компонентов.

    Такая позиция неизбежно вызвала вывод, касающийся того, что изучение деятельности как таковой необходимо передать специальной науке – праксиологии, или праксологии.

    Однако Леонтьев А.Н. выразил негативное отношение к такой идее. Он считал, что деятельность может изучать различными науками. Внешнюю практическую деятельность невозможно изъять из непосредственного психологического исследования. Он писал, что деятельность, вне зависимости от ее формы является предметом психологической науки, и не какой-то своей частью или элементом, а своей особой функцией – полаганием субъекта в предметной действительности, а также ее преобразованием в субъективную форму.

    Также Леонтьевым А.Н. было высказано предположение, что действительное содержание педагогической психологии – это исследования психологической деятельности детей в ходе воспитательно-образовательной деятельности, а именно такого типа деятельности, который является для этого процесса специфическим.

    Рассматривая деятельность учащихся по усвоению общественного опыта, исследователя не может не заинтересовать содержание познавательных умений, а также их операционный состав. К ним относятся их исполнительные компоненты. Решение одной из основных проблем педагогической психологии, а именно выявление структуры и содержания умения учиться – напрямую связано с исследованием соответственной ученической деятельности.

  2. Реалии, которые отображены в понятиях объекта и предмета педагогической психологии непосредственно близки друг с другом. Объектом педагогической психологии является не просто процесс усвоения социального опыта, а именно та часть, в которой реализуется деятельность по усвоению.

  3. По требованиям системного подхода, предмет педагогической психологии не может быть ограничен только познавательной деятельностью ученика, то есть непосредственным процессом учения. Познавательная деятельность – основная подсистема общей и совместной деятельности. Тогда как деятельность учителя или воспитателя – подготовительная или управляющая подсистема.

    Часть психологов, к числу которых относят Давыдова В.В., Талызину Н.Ф., ограничились исследованиями познавательной деятельности учеников. А другие, к которым относят Рубинштейна С.Л., Зимнюю И.А., Ильясова И.И., призывали к исследованиям всей совместной деятельности.

Замечание 1

Из всего вышесказанного следует, что педагогической психологией предполагается выявление структуры деятельности всех участников образовательного процесса. Это необходимо, чтобы обучение было более продуктивным, передача информации была более полной, учебный материал лучше усваивался и понимался, а также более надежно был закреплен.

Соблюдая требования системного подхода предмет педагогической психологии не может быть ограничен только познавательной деятельностью ученика, то есть учением. Учение – это основная подсистема общей и совместной деятельности. Другая система – подготовительная представляет собой деятельность обучающего или воспитывающего индивида. Поэтому деятельность педагога не может быть исключена из рассмотрения, так как она непосредственно влияет на обучающий процесс.

Обучение – это деятельность, следовательно, познавательная деятельность ученика и деятельность учителя или воспитателя – это звенья, составляющие единую систему.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :