Эффективность педагогического общения


Эффективность педагогического общения

Эффективность педагогического общения и его факторы

Современные психологические и педагогические исследования уделяют большое значение изучению проблем эффективности педагогического общения.

Общение педагога с учащимися происходит по двум основным направлениям:

  1. Взаимопонимание и сотрудничество, слаженность совместной деятельности и учет возможностей и способностей всех участников.
  2. Разногласия, разлад в совместной деятельности, возникновение споров и конфликтов, невозможность предугадывания поведения и настроения друг друга.

Чтобы результаты педагогического общения были положительными, требуется накапливать и правильно обрабатывать данные друг о друге. Важная роль в этом процессе принадлежит педагогу, который должен обладать необходимыми коммуникативными способностями, навыками к эмпатии и рефлексии, наблюдательности, уметь слушать и слышать учащегося, учитывать его индивидуальные особенности и влиять на познавательную деятельность учащихся, при помощи различных методов воздействия. При этом требуется также уметь предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации. Педагог должен быть не только профессионально компетентен, но и знать психологическую специфику и навыки общения, построения системы коммуникации и взаимодействия.

Достижение положительных результатов педагогического общения определяется многими факторами.

Все факторы делятся на две большие группы:

  1. Внешние факторы.
  2. Внутренние факторы.

К внешним факторам эффективного общения относятся:

  • Ситуация, условия, обстановка, в которой осуществляется процесс общения. От ситуации зависит характер и эффективность общения. Если ситуация является напряженной, спорной или конфликтной, то в ней сложнее установить контакты с учащимися и достичь взаимопонимания. В напряженной ситуации организация общения немного упрощается тем, что учащиеся не знают как себя вести и ждут внешней помощи и поддержки. Обстановка, в которой происходит общение должна меняться, исходя из целей и задач педагогического общения;
  • Психологические особенности личности учащихся. Сюда входит возрастная специфика поведения, мотивы и мировоззрение свойства темперамента и характера, социальный статус, уровень развития, склонности, стремления, потребности и возможности, интересы. Огромная роль в общении отводится психологическим установкам. От них зависит возможность педагога установить контакт и взаимодействие с учащимися.

К внутренним факторам эффективного общения относятся психологические свойства педагога:

  • Чувство такта;
  • Наблюдательность;
  • Правдивость;
  • Авторитет;
  • Способность к эмпатии.
Замечание 1

Для организации педагогического общения должным образом, а также достижении эффективности педагогического общения требуется наличие у педагога коммуникативных, гностических и экспрессивных знаний и навыков работы.

Педагог должен уметь вступить в контакт с людьми, построить деловые и личностные взаимоотношения, уметь преподнести себя, показать свою значимость и роль, заставить уважать себя и свой труд, заинтересовать учащихся в познавательной деятельности. Важно, чтобы педагог мог ненавязчиво предложить свою помощь в разрешении спорных вопросов в коллективе и проблем учащихся, а также создать нормальную атмосферу на учебном занятии и здоровый психологический климат в коллективе. Педагогу отводится сложная и серьезная роль в овладении дидактическими навыками, связанными в передачи учебной информации учащимся. Трудность этого процесса обусловлена необходимостью оценки сложности и доступности учебной информации с позиции учащихся, исходя из навыков, умений, уровня интеллектуального развития и индивидуальной специфики развития.

Гностические навыки педагога играют также немаловажную роль, поскольку позволяют проанализировать и оценить проведения учебного занятия, его результаты, выявить проблемы и ошибки, как свои собственные, так и учащихся. Это требуется для внесения необходимых поправок в процесс общения.

Экспрессивные навыки занимают важное место в педагогическом общении. Педагог должен уметь выражать и контролировать свои эмоции, свое отношение. Его речь должна иметь яркий эмоциональный окрас, чтобы передавать его настроение и отношение к рассматриваемой проблеме. Такие навыки требуют наличия определенного мастерства и даже, в какой-то степени, актерских навыков. Экспрессивные навыки являются отражением творческой индивидуальности педагога.

Одним из важных факторов эффективности педагогического общения является тип педагогической установки. Установка педагога определяет его умение реагировать конкретным образом на ситуации одного типа. Установки бывают двух типов:

  1. Позитивная установка проявляется в поощрении педагогом правильных действий, подсказывании, задавании наводящих вопросов, длительном ожидании ответа и корректировки в случае его неверности.
  2. Негативная установка проявляется в том, что педагог не дает достаточно времени для решения поставленной задачи или поиска ответа на вопрос, не помогает и не подсказывает, стремительно дает отрицательную оценку и занимается порицанием.

Условия достижения эффективности педагогического общения

Эффективное педагогическое общение всегда ориентировано на развитие позитивной «Я-концепции» личности, формирования у учащихся уверенности в себе и своих силах, своих возможностях, способностях и потенциале.

Чтобы педагогическое общение было эффективным, требуется выполнение трех основных условий:

  1. Должно осуществляться на основе единых гуманистических принципов и норм, причем во всех областях жизнедеятельности учащегося – в семье, в школе, во внешкольных кружках и секциях, в дружеском коллективе, в родственных отношениях.
  2. Общение должно сопровождаться воспитанием отношения к высшей ценности.
  3. В процессе общение должно происходить усвоение основных психологических и педагогических знаний и умений, способности к познанию других людей и правил построения взаимоотношений с ними.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :