Современные психологические и педагогические исследования уделяют большое значение изучению проблем эффективности педагогического общения.
Общение педагога с учащимися происходит по двум основным направлениям:
Чтобы результаты педагогического общения были положительными, требуется накапливать и правильно обрабатывать данные друг о друге. Важная роль в этом процессе принадлежит педагогу, который должен обладать необходимыми коммуникативными способностями, навыками к эмпатии и рефлексии, наблюдательности, уметь слушать и слышать учащегося, учитывать его индивидуальные особенности и влиять на познавательную деятельность учащихся, при помощи различных методов воздействия. При этом требуется также уметь предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации. Педагог должен быть не только профессионально компетентен, но и знать психологическую специфику и навыки общения, построения системы коммуникации и взаимодействия.
Достижение положительных результатов педагогического общения определяется многими факторами.
Все факторы делятся на две большие группы:
К внешним факторам эффективного общения относятся:
К внутренним факторам эффективного общения относятся психологические свойства педагога:
Для организации педагогического общения должным образом, а также достижении эффективности педагогического общения требуется наличие у педагога коммуникативных, гностических и экспрессивных знаний и навыков работы.
Педагог должен уметь вступить в контакт с людьми, построить деловые и личностные взаимоотношения, уметь преподнести себя, показать свою значимость и роль, заставить уважать себя и свой труд, заинтересовать учащихся в познавательной деятельности. Важно, чтобы педагог мог ненавязчиво предложить свою помощь в разрешении спорных вопросов в коллективе и проблем учащихся, а также создать нормальную атмосферу на учебном занятии и здоровый психологический климат в коллективе. Педагогу отводится сложная и серьезная роль в овладении дидактическими навыками, связанными в передачи учебной информации учащимся. Трудность этого процесса обусловлена необходимостью оценки сложности и доступности учебной информации с позиции учащихся, исходя из навыков, умений, уровня интеллектуального развития и индивидуальной специфики развития.
Гностические навыки педагога играют также немаловажную роль, поскольку позволяют проанализировать и оценить проведения учебного занятия, его результаты, выявить проблемы и ошибки, как свои собственные, так и учащихся. Это требуется для внесения необходимых поправок в процесс общения.
Экспрессивные навыки занимают важное место в педагогическом общении. Педагог должен уметь выражать и контролировать свои эмоции, свое отношение. Его речь должна иметь яркий эмоциональный окрас, чтобы передавать его настроение и отношение к рассматриваемой проблеме. Такие навыки требуют наличия определенного мастерства и даже, в какой-то степени, актерских навыков. Экспрессивные навыки являются отражением творческой индивидуальности педагога.
Одним из важных факторов эффективности педагогического общения является тип педагогической установки. Установка педагога определяет его умение реагировать конкретным образом на ситуации одного типа. Установки бывают двух типов:
Эффективное педагогическое общение всегда ориентировано на развитие позитивной «Я-концепции» личности, формирования у учащихся уверенности в себе и своих силах, своих возможностях, способностях и потенциале.
Чтобы педагогическое общение было эффективным, требуется выполнение трех основных условий: