Педагогическая этика представляет собой составной элемент этической наук, занимающейся характеристикой функционирования нравственности в условиях проведения педагогической деятельности и организации учебного процесса.
Педагогическая этика представляет собой науку о разнообразных нравственных аспектах деятельности педагога. Педагогическая этика имеет специфические черты. Особенности педагогические этики состоят в том, что педагог воздействует на сложный, постоянно меняющийся объект – ребенка. Поэтому педагог должен обладать навыками тактичности, ответственности и деликатности.
Педагогическая этика занимается исследованием педагогической морали и ее специфических черт, изучает особенности выполнения общих принципов нравственности в области педагогической работы, раскрывает ее функциональные возможности, особенности содержания принципов и этических категорий. Помимо этого, педагогическая этика исследует характер нравственной деятельности педагога и нравственных взаимоотношений в профессиональной области и занимается разработкой основ педагогического этикета т.е. правил и норм поведения, манер общения в учебном процессе.
Педагогическая этика ориентирована на разрешение следующих задач:
Поскольку педагогическая этика тесно связана с моралью и занимается исследованием ее основных категорий и их применения в учебном процессе, то в ее состав входят основные понятия нравственности. Однако, педагогическая этика включает в свой состав и специфические категории, благодаря чему ее можно отнести к самостоятельным наукам. К этим категориям относятся:
Педагогический долг относится к важнейшим категориям педагогической этики. Эта категория выражает требования общества к личности педагога, его профессиональным и индивидуальным качествам. Категория педагогической справедливости имеет свои особенности. Педагог проводит оценку учебной работы и ответной реакции на нее, а также осуществляет моральную оценку взаимодействия сторон с неравной самозащитой. Педагогическая справедливость является главным показателем объективности педагога и степени его нравственного развития. Профессиональный долг педагога требует от него творческого подхода к организации учебного занятия и постоянному самосовершенствованию, саморазвитию и повышению своей квалификации.
Профессиональная честь также является немаловажным понятием в педагогической этики. Оно отражает общественное признание и уважение педагога, достойная оценка его профессионализма и личных качеств.
Педагогический авторитет педагога указывает на его значимость и важность в учебном процессе и позволяет ему управлять поведением и действиями учащихся. Педагог способен повлиять на их идеи, взгляды и убеждения. Авторитет педагога определяется его индивидуальными качествами, уровнем профессионализма, нравственными установками.
В педагогической этики, важное значение отводится такому элементу как педагогический такт. Он выполняет функцию выражения педагогической нравственности и моральных качеств в работе педагога.
Педагогический такт проявляется в воздержании педагога от проявления лишних эмоций и выполнения ненужных действий. Он сопровождается наличием гуманных качеств педагога, чувства справедливости, уважительного отношения к учащимся, проявления выдержки и самообладания во взаимодействии с учащимися, педагогическим коллективом, родителями. Педагогический такт представляет собой способность установления нормальных взаимосвязей с учащимися, оптимальную требовательность к их поведению и проявление чуткости и понимания.
Педагогический такт включает в себя такие компоненты:
Педагогический такт предполагает использование творческого подхода в процессе учебного процесса. Методы и средства образования не должны применяться однотипно и шаблонно. Тактичное поведение педагога предполагает его способность адекватно и своевременно оценить ситуацию и действовать в соответствии с ней. При этом нельзя делать поспешные выводы о действиях и способностях учащихся. Необходимо проявлять максимальную терпимость и сдерживать свои эмоции. В процессе организации учебного занятия, педагог должен уметь оценить возрастные и индивидуальные специфические черты учащихся и выражать свои требования в соответствии с ними.
Такт может проявляться в самых разнообразных аспектах. Он предполагает оптимальный выбор место беседы, ее времени, эмоционального настроя и интонации разговора. Успехи и провалы учащихся должны быть оценены тактично, а ошибки не должны попрекаться, а лишь корректно исправляться. Педагогический такт выражается посредством различных стилей общения педагога.
Рисунок 1.
Педагогическая этика характеризует нравственные отношения в качестве комплекса социальных взаимосвязей педагога с остальными участники учебного процесса: субъектами процесса обучения и внешними сторонними гражданами и организациями.
Основными направлениями этических взаимосвязей педагога являются: