Развитие сознания и мыслительных процессом тесно связано с формированием речи и языковым развитием. Смысловая и семантическая область речи является ее важнейшей стороной. Чтобы речь имела определенное смысловое содержание, фразы должны быть построены определенным способом, иметь правильную грамматическую конструкцию. Речь имеет две основные формы: экспрессивная и импрессивная.
Экспрессивная речь представляет собой высказывание посредством активной устной речи или письменного послания. Построение речи экспрессивным способом предполагает постановку мотива и идеи высказывания, которая проговаривается мысленно, про себя, а потом производится устное высказывание, сформированной мысли.
Экспрессивная речь является моторной т.е. она предполагает произнесение звуков речи человеком. Ее становление начинается с самого рождения.
Звуковое произношение формируется посредством прохождения следующих стадий:
Для того, чтобы экспрессивная речь развивалась и нормально функционировала требуется общаться с ребенком, причем общаться нормальной речью, с правильной постановкой предложений и формулировкой фраз. Ребенок копирует речь, которую он слышит и тем самым развивает свою экспрессивную речь.
Импрессивная речь представляет собой особую форму восприятия устной и письменной речи и ее содержания.
Восприятие и понимание речевого значения происходит посредством работы слуховых анализаторов и области в коре головного мозга, отвечающей за работу сенсорной речи.
Рисунок 1.
Импрессивная речь развивается посредством прохождения трех основных стадий:
Чтобы выявить нарушения в функционировании экспрессивной и импрессивной стороны речи необходимо провести специальные исследования и проанализировать их результаты.
Эти исследования проводятся врачами-логопедами.
Рисунок 2.
Нарушение экспрессивной речи возникает из-за отклонения в развитии ребенка, полученных травм или перенесенных заболеваний. Однако, любые отклонения можно откорректировать и скоординировать посредством логопедической терапии.
Если нарушается функционирование анализаторов нервной системы, то возникают нарушения восприятия речи и форма импрессивной речи претерпевает изменения. Если верхняя височная зона повреждается, то человек перестает понимать смысл слов и фраз, которые он слышит, поскольку хранилище звуковых образов уже не действует должным образом. Это приводит к серьезным речевым патологиям.
Нарушение экспрессивной речи происходит при влиянии целого ряда факторов:
Помимо вышеперечисленного, на речевые отклонения оказывают влияние сопутствующие заболевания, например, нарушение работы слухового аппарата, психические отклонения, врожденные патологии артикуляционного аппарата и другие болезни. При исследовании речевых отклонений, важно учитывать все особенности развития ребенка.
Нормальное и гармоничное развитие экспрессивная речь может получить только, если ребенок может правильно копировать услышанные звуки.
В зависимости от причин, повлиявших на возникновение отклонения в развитии экспрессивной речи, формы ее нарушения могут быть разных видов. Распространенным нарушением является дизартрия. Это заболевание предполагает невозможность произнесения речевых звуков из-за языкового паралича. Довольно часто возникает проблема развития афазии – речевая работа нарушается, хотя изначально речь была сформирована и функционировала правильно. Применение речевых навыков становится невозможным, хотя слух работает нормально и нарушений в функционировании артикуляционного аппарата не наблюдается.
Основными формами нарушений экспрессивной речи являются:
Экспрессивная речь может быть нарушена таким образом, что человек теряет способность к письменной речи. Это называется аграфией. Она может возникать совместно с другими речевыми дисфункциями или проявляться как самостоятельный дефект. Любые речевые отклонения поддаются корректировки. Логопедическая терапия проводится исходя из особенностей дефекта и индивидуальных свойств личностного развития.