Образовательная система, как и все сферы жизни общества подверглась серьезным изменениям, обусловленным развитием информационного общества. Развивающиеся ускоренными темпами цифровые технологии, вносят колоссальные изменения в повседневную жизнь людей.
В России был разработан и внедрен в практику проект, связанный с цифровой образовательной сферой. Он нацелен на формирование и развитие системы качественного онлайн-обучения, ориентированного на всех граждан страны, посредством применения современных информационных технологий. Сейчас создается большое количество онлайн-платформ, онлайн-курсов, которые завоевали популярность среди пользователей интернет-пространством. Онлайн-платформы вводятся в практику не так давно. Естественно, что заменить преподавательский состав интернет-технологии просто не в состоянии. Но применение смешанного обучения стало популярным. Интернет – технологии завоевывают образовательную сферу. Онлайн-курсы получили распространение в вузах. Кроме того, интернет-технологии внедряются во все сферы образовательной подсистемы и охватываются все этапы процесса обучения.
Новыми трендами образовательных технологий являются:
Реализацией основных направлений в сфере цифровых образовательных технологий занимается специальный центр цифровых технологий в сфере образования. Он осуществляет распространение знаний и информации за счет их преобразования в цифровые продукты образовательной среды, применения онлайн-обучения и обеспечения оптимальной среды для научного взаимодействия, обучения и развития творчества в течение всего периода жизнедеятельности в удобных формах и в удобное время.
Центр цифровых образовательных технологий осуществляет распространение цифрового обучения по следующим направлениям:
Цифровая инфраструктура развивается за счет улучшения качественных характеристик цифровой образовательной среды, а также обеспечения ее доступности и свободного пользования. Проводятся глубокие исследовательские работы в сфере анализа учебного процесса и деятельности педагога в интернет-пространстве. Благодаря цифровым технологиям, происходит создание электронной среды обучения, интернет-сотрудничество между учебными заведениями и с иными внешними организациями. Разрабатываются электронные библиотеки и информационные каталоги в цифровом формате.
Повышенное внимание уделяется разработке цифровых экосистем в вузах. Они направлены на обеспечение условий для самостоятельной работы студентов, их равномерного обучения в течение семестра и создания условий для персонализации обучения.
В образовательной сфере на современном этапе развития, получили широкое применение цифровые образовательные ресурсы. Они представляют собой информационные средства, применяемые в учебном процессе, которые хранятся и передаются в электронном формате. Эти ресурсы доступны каждому учебному учреждению, поскольку к интернет-сети подключены все заведения образовательной сферы.
Интернет-технологии позволяют черпать из просторов сети дополнительную информацию, что помогает педагогам использовать новые средства в обучении и тем самым, повысить его качество и заинтересовать учащихся в познании. Содержание и методика обучения также расширяется и дополняется новыми аспектами, что создает мощные стимулы для развития познавательной активности учащихся.
Использование интернет-технологий создает условия для развития перспективного направления обучения. Учащиеся не представляют свою жизнь без цифровых технологий и потому процесс обучения должен проводится с их использованием. При этом не следует отказываться от ранее применяемых методик и технологий обучения. Их необходимо использовать в сочетании с цифровыми ресурсами. Организация процесса обучения, независимо от того проводится он с применением цифровых технологий или нет, всегда является ведущей деятельностью педагогического состава.
Педагоги должны избирать цифровые ресурсы в соответствии с поставленными целями и задачами обучения. При этом, важно, чтобы учащиеся принимали участие в выборе цифровых ресурсов, поскольку это активизирует их исследовательскую работу и способствует самостоятельному принятию решений в разрешении, имеющейся образовательной задачи.
Применение цифровых технологий в учебном процессе способствует развитию мотивации обучения, сокращению педагогического влияния, которое приобретает более демократичный характер. Использование электронной среды способствует формированию свободы творчества всех субъектов образовательной системы. Педагог занимается не только обучением и воспитанием, но и выполняет важную функцию по стимулированию учащихся к развитию их способностей и талантов, развивает стремление и потребность в самостоятельной деятельности.
Наибольшей популярностью среди цифровых ресурсов пользуются мультимедийные средства. Они отличаются и наибольшей эффективностью применения. Они ориентированы на развитие всех видов восприятий, что позволяет сформировать базу мыслительных процессов и практических действий учащегося.