В современных источниках понятие функции является многозначным.
Наиболее распространено определение функции в качестве явления, которое зависит от других, основных явлений, представляет собой форму проявления или осуществления. Либо в понимание функции включается круг обязанностей, деятельности, подлежащей исполнению работы.
Понимание сущности функций педагогики способствует формулировке категориального аппарата педагогики.
В современной литературе представлено два основных подхода, раскрывающих сущность функций педагогики.
В одном из подходов, разработанным В. Сластёниным, представлено рассмотрение теоретической и технологической функции, реализация которых обеспечивается на трёх уровнях.
При реализации теоретической функции возможны следующие уровни:
Реализация технологической функции предполагает следующие уровни:
Другой подход к определению функций был высказан П.И. Пидкасистым, которым были выделены следующие функции: функция описания; функция объяснения; функция предсказания явлений действительности.
В исследованиях педагога обосновывается взаимосвязь данных функций, к примеру, предпосылка предсказания (прогностическая функция) – объяснение положения вещей в ходе использования поиска важных закономерностей.
Осмысляя категориальный аппарат педагогики, невозможно представить педагогику в виде только теоретической или только прикладной науки.
С одной стороны, педагогика способствует описанию и объяснению педагогических явлений, с другой стороны, содержат указания на то, как необходимо организовывать процесс обучения и воспитания.
Реализация научно-теоретической функции позволяет исследователям отражать педагогическую действительность в том виде, в котором она существует. Результатом является получение знаний, которые характеризуют успешность или неуспешность работы педагогов, трудности детей и т.д.
Осуществление конструктивно- технической функции позволяет исследователям отражать педагогическую действительность в том виде, в котором она должна существовать. Сюда включаются знания о способах планирования, осуществления и совершенствования профессиональной педагогической деятельности в строгом соответствии с целями образовательно-воспитательного процесса и условиями его протекания. Сюда же относится формулирование общих принципов обучения и воспитания, педагогических правил, методических рекомендаций.
Кроме общих функций педагогики, в дошкольной педагогике обеспечивается реализация ряда специфических функций, которые присущи только данной науке. Перечислим их.
Описательно-прикладная функция – посредством реализации данной функции научно описываются перспективные программы, модели, технологии образовательного процесса;
Прогностическая функция – содержит научный прогноз путей, которые способствуют совершенствованию, обновлению и модернизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
Творчески-преобразовательная функция – посредством реализации данной функции учитывается научное прогнозирование, научные исследования, создаются проектно-конструктивные технологии.
Деятельность педагога дошкольной образовательной организации характеризуется наличием ряда специфических особенностей, в связи с чем выделяются определённые профессиональные функции, при выполнении которых обеспечивается успешность образовательно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. Таковыми являются:
Оптимальность образовательно-воспитательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации заключается в реализации представленных выше функций в совокупности, что оказывает помощь в формировании гармонически развитой личности детей.