Функции дошкольной педагогики


Функции дошкольной педагогики

В современных источниках понятие функции является многозначным.

Замечание 1

Наиболее распространено определение функции в качестве явления, которое зависит от других, основных явлений, представляет собой форму проявления или осуществления. Либо в понимание функции включается круг обязанностей, деятельности, подлежащей исполнению работы.

Понимание сущности функций педагогики способствует формулировке категориального аппарата педагогики.

Подходы к определению функций педагогики

В современной литературе представлено два основных подхода, раскрывающих сущность функций педагогики.

В одном из подходов, разработанным В. Сластёниным, представлено рассмотрение теоретической и технологической функции, реализация которых обеспечивается на трёх уровнях.

При реализации теоретической функции возможны следующие уровни:

  • описательный (или объяснительный) – на данном уровне изучается передовой и новаторский педагогический опыт;
  • диагностический – на данном уровне выявляются различные состояния педагогических явлений, успешность или эффективность деятельности педагогов и воспитанников, устанавливаются условия и причины, которые их обеспечивают;
  • прогностический – характеризуется проведением экспериментальных исследований, рассматривающих педагогическую действительность, на основе которых осуществляется построение модели, направленной на преобразование действительности. Данный уровень тесно связан с сущностью различных педагогических явлений, при этом научно обосновываются предполагаемые изменения. На данном уровне происходит создание различных теорий обучения и воспитания, разрабатываются педагогические системы, способствующие опережению образовательной практики.

Реализация технологической функции предполагает следующие уровни:

  1. проективный уровень – на данном уровне осуществляется разработка методических материалов (разрабатываются учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия, педагогические рекомендации), данный уровень способствует воплощению теоретических концепций;
  2. преобразовательный уровень - на данном уровне внедряются достижения педагогической науки в практику, при этом образовательная практика совершенствуется и реконструируется;
  3. рефлексивный уровень – на данном уровне происходит оценка влияния, которое оказывают результаты научного исследования на практику обучения и воспитания, осуществляется последующая коррекция, при этом взаимодействуют научная теория и практическая деятельность.

Другой подход к определению функций был высказан П.И. Пидкасистым, которым были выделены следующие функции: функция описания; функция объяснения; функция предсказания явлений действительности.

В исследованиях педагога обосновывается взаимосвязь данных функций, к примеру, предпосылка предсказания (прогностическая функция) – объяснение положения вещей в ходе использования поиска важных закономерностей.

Осмысляя категориальный аппарат педагогики, невозможно представить педагогику в виде только теоретической или только прикладной науки.

Замечание 2

С одной стороны, педагогика способствует описанию и объяснению педагогических явлений, с другой стороны, содержат указания на то, как необходимо организовывать процесс обучения и воспитания.

Реализация научно-теоретической функции позволяет исследователям отражать педагогическую действительность в том виде, в котором она существует. Результатом является получение знаний, которые характеризуют успешность или неуспешность работы педагогов, трудности детей и т.д.

Осуществление конструктивно- технической функции позволяет исследователям отражать педагогическую действительность в том виде, в котором она должна существовать. Сюда включаются знания о способах планирования, осуществления и совершенствования профессиональной педагогической деятельности в строгом соответствии с целями образовательно-воспитательного процесса и условиями его протекания. Сюда же относится формулирование общих принципов обучения и воспитания, педагогических правил, методических рекомендаций.

Функции дошкольной педагогики

Кроме общих функций педагогики, в дошкольной педагогике обеспечивается реализация ряда специфических функций, которые присущи только данной науке. Перечислим их.

Описательно-прикладная функция – посредством реализации данной функции научно описываются перспективные программы, модели, технологии образовательного процесса;

Прогностическая функция – содержит научный прогноз путей, которые способствуют совершенствованию, обновлению и модернизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;

Творчески-преобразовательная функция – посредством реализации данной функции учитывается научное прогнозирование, научные исследования, создаются проектно-конструктивные технологии.

Деятельность педагога дошкольной образовательной организации характеризуется наличием ряда специфических особенностей, в связи с чем выделяются определённые профессиональные функции, при выполнении которых обеспечивается успешность образовательно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. Таковыми являются:

  • развивающая функция – ведущая функция в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, в данную функцию включается реализация познавательной, исследовательской, информационной, побудительной функций;
  • конструктивно-организаторская функция – реализация данной функции способствует успешному планированию профессиональной деятельности педагога, отбору материалов, комплекса методов, приёмов;
  • диагностическая функция – является важной при определении различных состояний воспитанников, для коррекции педагогического процесса; координирующая функция – согласуется содержание и направленность педагогического воздействия на детей при общественном и семейном воспитании;
  • коммуникативная функция – способствует проявлению при организации общения с воспитанниками доброжелательности, тактичности, приветливости, вежливости, являясь образцом для подражания;
  • преобразовательная функция – проявляется творческий подход при организации образовательно-воспитательного процесса.
Замечание 3

Оптимальность образовательно-воспитательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации заключается в реализации представленных выше функций в совокупности, что оказывает помощь в формировании гармонически развитой личности детей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :