Педагогика представляет собой науку о воспитании и образовании. Она занимается исследованием путей организации учебно-воспитательного процесса, методов и приемов, применяемых в этом процессе. Педагогика – это научные знания о сущности, закономерностях, методах, приемах обучения и воспитания.
Содержанием педагогики является единый педагогический процесс направленного развития и личностного формирования в процессе воспитания.
Педагогика как научное знание выполняет следующие задачи:
Педагогика развивалась на базе исторического опыта воспитательных мероприятий, философских теорий, психологических исследований, данных экспериментальных исследований, мирового практического опыта воспитания и обучения.
Педагогика имеет длительный путь становления и развития. Первоначально, теоретические концепции педагогики существовали в рамках других наук и лишь, потом были обобщены и выделены в самостоятельное научное знание.
Развитие педагогической мысли проходило под влиянием двух групп факторов:
В основе развития педагогики лежат методологические положения. К основным из них относятся:
Педагогическая наука развивалась под влиянием других научных знаний. Ею используются некоторые идеи, положения и убеждения других наук, а также их методов исследования.
Для разработки воспитательных методик педагогика опирается на философию. В этой науки расписано влияние бытия, общественных условий на развитие сознания личности.
Логика и психология применяются педагогикой для разработки познавательных процессов. Физиологические теории помогают в научном обосновании основ развития практических способностей и норм поведения, раскрытия творческих задатков и физической активности.
Для развития теорий нравственного воспитания применяются концепции этической науки, а эстетические теории помогают в вопросах художественного развития, вкусовых предпочтений, любви к прекрасному.
Педагогика использует методологию других наук, опирается на нее и частично применяет ее концепции. Широкое распространение в педагогической науке получило применение методических положений социологии, физиологии, психологии.
Положения различных наук, занимающихся изучением человека, строением его организма и психологическими характеристиками применяются в педагогики и помогают ей исследовать сущность и закономерности личностного развития более подробно и глубоко. Эта связь является двусторонней. Педагогические теории также используются в развитии других научных теорий.
Общественное развитие, экономический прогресс, смена общественного строя и организации обуславливают потребность в развитии педагогики как науки. Любой раздел знаний оформляется в научную теории только при потребности общества в этом. Общественные потребности определяют и функциональную роль научного знания.
Потребность общества в формировании подрастающего поколения, готового к жизни в социуме, способного трудиться и следовать его правилам стало ведущим фактором развития педагогики.
На конкретном этапе развития человеческого общества, а именно на завершающем этапе существования рабовладельческого строя, когда производство и наука получили широкое распространение и развитие, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. появляются специализированные воспитательные заведения, появляются первые педагогики, осуществляющие профессиональную учебно-воспитательную работу. Школы появились в Египте, Древней Греции, на Дальнем Востоке. В этих же странах, стали зарождать первые педагогические учения.
Формируясь в научное учение, педагогика находилась под влиянием общества и отвечала его потребностям. Это обусловило воздействие субъективных факторов на развитие педагогики. Главным субъективным фактором является идеология и политика общества. В процессе воспитания, происходит формирование таких качеств личности, которые отвечают требованиям государства и общества: моральных принципов и нравственных норм, законопослушание, долг, честь. Идеология и политика правящего класса воздействуют и влияют на организацию воспитательного процесса, образовательную сферу и соответственного на формирование педагогических концепций и становление педагогической науки. Общественная идеология влияет на цели воспитания, его предмет, приемы и средства.
Экономическое развитие общества, производственный прогресс приводят к потребностям новых специалистов. В этой связи происходит изменение педагогических концепций. Начинается поиск новых путей развития науки, воспитательных и образовательных мероприятий, которые помогут достижению целей общественного развития и экономического прогресса. Особенно это актуально в современном мире, в эпоху развития информационных технологий.