Взгляды личности, ее потребности, интересы, а также направленность и способности очень зависят от условий протекания их формирования в детские и юношеские годы. Благодаря воздействию ряда факторов родившийся ребенок может стать личностью.
Фактор развития личности – это движущие силы, формирующие личность, делая его таким, какой он есть.
Сегодня можно выделить два основных фактора развития личности: биологический и социальный (включающий в себя воспитание и среду). В разнообразные периоды развития общества педагогика трактовала различно соотношение и роль данных факторов в развитии личности человека. Часть направлений педагогики и психологии отвели решающую роль фактора наследственности, другая часть направлении опираются, на то что ребенок не рожден плохим или хорошим, он становится тем или иным только благодаря влиянию жизни.
Биологический фактор – это в первую очередь наследственность, то что генетически передается детям от их родителей.
Ребенок «получает» в наследство (от близких и дальних родственников) строение тела, движения, работу органов чувств, а также структуру мозга, органов речи и тд.
Наследственность – это способность человека передать свои признаки и особенности развития своему потомству.
Наследственность включает в себя постоянную и переменную часть:
Также психологи и педагоги в вопросе определения наследственности и ее влияния опираются на хромосомную теорию наследственности. Генотип организма это сложная система элементов (относительно независимых) т.е. генов. Материальная субстанция генотипа это хромосомы, в основе которых заложена способность синтеза белков. Это свойство оказывает влияние на свойства нервной системы, которые составляют основу для индивидуально-психологических различий. Генетические основы к определенному виду деятельности преобразуются в развитии в способности человека, которые обусловливающие успех деятельности. Это и есть задатки, которые являются одной из движущих сил развития личности. Также генетически обусловлен тип нервной деятельности, и И.П. Павлов доказал зависимость силы протекания нервных процессов и реакции на воздействие окружающей среды.
К основным социальным факторам развития личности в педагогики является воспитание и среда.
Воспитание можно рассматривать как в широком, так и в узком социальном смысле.
В широком социальном смысле — это есть передача опыта от старшего поколения к младшему. В узком социальном смысле воспитание есть направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов, цель которого формирование определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Понятие среды рассматривается в широком и узком смысле: