В современном мире уделяется большое внимание всестороннему развитию ребенка. Важное значение в этом направлении отводится коррекции речевых отклонений, при их наличии. Если вы посетили логопеда, который выявил те или иные отклонения в речевом развитии вашего ребенка, то необходимо проводить логопедическую терапию, направленную на устранение и коррекцию, имеющихся нарушений. Эта терапия не всегда требует участия профессиональных логопедов. Большинство занятий являются простыми в освоении и вполне доступными для каждого родителя. Освоив простую технику домашних логопедических упражнений, вы сможете заниматься с ребенком в любое удобное время.
Нарушения в звуковых произношениях – явление достаточно распространенное и часто встречаемое у детей, разных возрастов. Картавость, шепелявость, замена букв, пропуск сложных звуков – относятся к наиболее популярным проблемам в речевых отклонениях. Справиться с ними достаточно просто – логопедические занятия в домашних условиях являются оптимальным вариантом. Тем более, что сейчас имеется множество логопедической литературы, помогающей в проведении домашних занятий. Как правило, все они ориентированы на занятия детей с трех летнего возраста.
Результативность домашних логопедических занятий обусловлена выполнением ряда условий:
Учитывайте настроение ребенка и его готовность к восприятию новой информации.
Рисунок 1.
Игры считаются наиболее оптимальным и эффективным методом борьбы с речевыми нарушениями, особенно у детей дошкольного возраста.
Игра, построенная на основе приемов и методов коррекционной логопедии и ориентированная на улучшение речевых функций, привлекает ребенка своей увлекательностью, мотивирует к последующему продолжению занятий и приносит огромную пользу для развития речевых навыков. При проведении логопедической терапии в форме игры, происходит развитие речи ребенка, формируется правильное звуковое произношение и в сознании ребенка закрепляются новые слова и звуковые комбинации. Помимо этого происходит своеобразная закладка фундамента для будущей интеллектуальной и познавательной деятельности и развития соответствующих способностей.
Видовое разнообразие логопедических игровых занятий огромно. Прежде всего, его выбор зависит от конкретного речевого дефекта и индивидуальной специфики развития ребенка. Любые упражнения в игровой форме имеют наибольший успех при применении различных средств, особенно наглядных пособий: картинок, плакатов, муляжей и т.д.
Рисунок 2.
Логопедическая терапия в домашних условиях имеет определенную специфику, требует соблюдения ряда требований и включает несколько основных этапов ее проведения. К ним относятся:
Пальчиковая гимнастика предполагает проведение мелких движений руками, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики и является продуктивной тренировкой для отдельных участков коры головного мозга. Хорошо, если движения дополняются речевым сопровождением, что в разы повышает их продуктивность. Можно заняться изучением стихотворений, песен, загадок, пословиц и поговорок во время пальчиковой гимнастики.
Пальчиковых упражнений существует огромное множество. Наиболее популярными и разносторонне применимыми являются:
Упражнения, ориентированные на развитие органов артикуляции способствуют развитию амплитуды движений. Они проводятся перед звуковым произношением и предшествуют каждому произношению. Причем, некоторые упражнения могут проводится в статике, а некоторые в динамике. При статическом выполнении, требуется занятие постоянного положения органами артикуляции и его сохранение в течение определенного временного промежутка. Конечно, детям не так – то просто выполнять их, но зато они являются весьма эффективными. Динамические упражнения предполагают постоянное движение органами артикуляции – языком, губами.
Все артикуляционные упражнения ориентированы на развитие тех мышц, которые используются при звуковом произношении плохо проговариваемых ребенком звуков. К ним относятся упражнения на развитие языковых мышц, мышц щек и губ.
Лучше всего, если эти упражнения выполнять перед зеркалом. Ребенок видит, что и как делают его органы артикуляции.
Рисунок 3.
Логопедические упражнения на развитие слуха в основном базируются на звукоподражании. Они особенно эффективны в раннем возрасте, на стадии речевого развития, поскольку могут оказать важную положительную роль в ее становлении. Основными упражнениями этой группы являются:
Немаловажное значение имеют логоритмические упражнения, поскольку они развивают не только слух, но и чувство ритма, а также очень увлекают ребенка. Движения и звуковые произношения производятся под специальную музыку и очень нравятся всем деткам.
Занятия, ориентированные на речевое развитие проходят в два основных направления:
Важно использовать наглядный материал для изучения предметов и явлений. Ребенок должен быть заинтересован и увлечен процессом
При занятиях стоит обращать внимание на использование ребенком правильных падежей и склонений – это наиболее распространенная ошибка, на которую нужно обращать внимание и поправлять малыша.