Процесс управления воспитательной системы в школе происходит двумя путям:
Под внешним управлением понимается взаимодействие воспитательной системы с органами народного образования, главной целью которого является формирование необходимых условий, для создания, развития и дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной системы школы.
Под благоприятными условиями понимается теоретическая зона для педагогов, в которой они будут ознакомлены с опытом прошлого поколения педагогов, а также с образовательными новинками современности в области образования, поддержки и поощрения начальных достижений школьного учреждения, которое совсем недавно вступило на путь становления системы обеспечение благоприятного отношения к имеющемуся у них опыту.
Внутреннее управление осуществляется главным образом через организацию совместной деятельности и общения между воспитанниками, с дальнейшей корректировкой отношений, возникших в школьной среде. Путем внутреннего управления рассматриваются детали, составляющие образовательный процесс, с целью выявления существующих аспектов, которые необходимо улучшить, или же они могут быть дополнены появившимися нововведениями.
Оба вида управления находятся под контролем воспитательной системы, которая обязана отслеживать благоприятные и не благоприятные стороны влияние этих видов управления. Так воспитательная система является органам внутреннего управления образовательной деятельности школы, от которого зависит эффективность исполнения вверенных ей функций.
Выполнение основных функций воспитательной системы занимаются заместитель директора по воспитательной работе, представитель школьной администрации, главный педагог-воспитатель, организатор и направляющий воспитательную деятельность взрослых и внеурочную деятельность воспитанников.
Основной целью заместителя директора по воспитательной работе, является создание целостной системы внеурочно-воспитательной работы с воспитанниками. Для того, чтобы реализовать данную цель, необходимое решить следующие задачи:
Заместитель директора по воспитательной работе, выполняет ряд функций, таких как: аналитический контроль, организация и координация, методическая, интеграционная.
Аналитический контроль включает в себя процесс проведения анализа воспитательно-образовательной деятельности в школе, характера развития школьного коллектива, изучение уровня воспитанности воспитанников, который выявляется совместно с руководителем «группы сложных учеников». Производиться характеристика, анализ и контроль работы классных руководителей с целью определения внутреннего содержания и качества работы, опираясь на общепринятые критерии. Происходит анализ и контроль работы школьных объединений, таких как секции, студии.
Организация и координация содержит в себе следующие функции, формирование плана действий и проведение разнообразной воспитательной деятельности для ученического, педагогического коллектива, оказание помощи педагогам руководителям класса воспитанников, учителям групп дополнительного учебного дня, учителям предметникам, учителям дополнительного образования в функции составления и координации планов учебно-воспитательной работы. В тесном сотрудничестве с заместителем директора по учебной работе, происходит координация работы педагогов предметников, которые занимаются организацией внеурочной учебно-воспитательной деятельности. Организовывается функционирование школьного ученического самоуправления. В сотрудничестве с учителями и администрацией, производится подготовка и осуществление педагогического совета, психолого-педагогического консилиума. Происходит координация работы педагогов дополнительного образования учащихся.
Методическая функция включает в себя консультирование классных руководителей, воспитателей группы продленки, педагогов дополнительного образования. Составление и подбор методических разработок, касающихся классных часов, сценариев для проведения праздников и прочих мероприятий проводимых в школе. Происходит участие в формировании и утверждении определённых критериев оценки деятельности классных учителей и педагогов дополнительного образования.
Интеграционная функция выполняет следующие задачи: осуществление связи и привлечении к совместной со школой деятельностью разнообразных организаций и учреждений. Формирование и поддерживание постоянной связи с властями муниципалитета, которые отвечают за организацию воспитательной деятельности детей. Происходит привлечение родительского актива и общественных организаций.
Заместитель директора по воспитательной работе имеет право на создание воспитательной системы, основываясь на теоретические концепции, разработанные педагогическим коллективом, принимать участие в управлении школой, выражать рекомендации в вопросах назначения творчески опытных педагогов на должности классных руководителей, руководителей детский секций и объединений. Проводить координационные действия, направленные работу учителей и прочий педагогический коллектив.
Кроме прав, у заместителя директора по воспитательной работе также есть обязанности, в числе которых обозначены следующие: организации мер, направленных на защиту и поддержку здоровья учащихся и их конституционных прав. Он должен знать нормативную документацию вышестоящих органов образовательного управления. Обладать знаниями и основами управленческого дела, экономики, психологии, социологии.
Права и обязанности заместителя директора по воспитательной работе всегда сопряжены с коммуникацией со всеми членами воспитательного совета, что требует от кандидата не только профессиональных навыков, но и особенных личностных качеств.