Среди опасных методов семейного воспитания особое место занимает физическое наказание. Она предполагает воздействие на ребенка путем запугивания и развития страха. Оно имеет непоправимые негативные последствия, связанные с нарушениями в психическом развитии ребенка, вызывает физические и нравственные травмы, что приводит к формированию неадекватного поведения ребенка.
Дети становятся неспособными к построению нормальных коммуникативных связей, сосуществованию в коллективе, снижается стремление и желание учиться и заниматься общественно-полезной деятельностью. Такие сбои получили название синдрома опасного обращения с детьми.
Причины опасного обращения с детьми связаны с социально-экономическим положением семьи и структурой внутрисемейных взаимоотношений.
Дети подвергаются физическим наказаниям, чаще всего, при таких отклонениях семейной жизнедеятельности:
Синдром опасного обращения с детьми является важной социальной и педагогической проблемой. Требуется выявлять опасность своевременно, посредством деятельности медицинских специалистов: педиатров, травматологов, невропатологов, хирургов, а также педагоги в школах и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях должны обращать внимание на неадекватное поведение ребенка и уделять внимание исследованию его причин.
Проблема опасного обращения с детьми имеет глубокие исторические корни и требует особого рассмотрения. Воспитание, посредством применения физических наказаний может привести к серьезным последствиям будущей жизнедеятельности ребенка.
В основном это приводит к следующим проблемам:
Казалось бы, физическое наказание, которое должно способствовать развитию ребенка и осознанию им своей неправоты, приводит к серьезным проблемам, разрешение которых требует привлечение специалистов: психологов, психиатров, и даже неврологов, поскольку могут возникнуть нарушения в работе нервных процессов.
Поскольку физическое наказание сопровождается болевым переживанием, то боль активизирует развитие страха, сигнализируя об опасности, с которой требуется бороться. В ребенке скапливается агрессия, которую он проявляет не ко взрослым, которых он боится, а к другим людям, более слабым. Так развивается агрессивное поведение ребенка, которое закрепляется и может стать основой всей жизнедеятельности.
Страх относится к серьезным мотиваторам, которые активизируют желания избегать того, что пугает. Физические наказания не способствуют развитию познавательной активности и дисциплинированности, а приводят к тому, что ребенок ищет обходные пути и способы избежания наказания. Это приводит к тому, что ребенок начинает врать, убегать из дома, прятать вещи и т.д. Ребенок развивается неспособным доверять людям, не желает проявлять себя и свои способности, становится эмоционально закрытым.
Взаимоотношения между родителями и детьми должны строиться на основе равноправия, взаимного уважения и доверия, принятии родителями ребенка со всеми его положительными и отрицательными качествами, учитывая его желания, потребности и индивидуальные особенности. Все проблемы должны обсуждаться и их разрешение должно происходить совместными усилиями всех членов семьи.
Выделяют несколько основных типов неверного семейного воспитания:
Основными причинами, по которым происходит выбор неправильного типа родительского воспитания являются личностные качества самих родителей и нарушения в личности самих родителей: