Типы неправильного воспитания в семье


Типы неправильного воспитания в семье

Опасное обращение с детьми и его последствия

Среди опасных методов семейного воспитания особое место занимает физическое наказание. Она предполагает воздействие на ребенка путем запугивания и развития страха. Оно имеет непоправимые негативные последствия, связанные с нарушениями в психическом развитии ребенка, вызывает физические и нравственные травмы, что приводит к формированию неадекватного поведения ребенка.

Определение 1

Дети становятся неспособными к построению нормальных коммуникативных связей, сосуществованию в коллективе, снижается стремление и желание учиться и заниматься общественно-полезной деятельностью. Такие сбои получили название синдрома опасного обращения с детьми.

Причины опасного обращения с детьми связаны с социально-экономическим положением семьи и структурой внутрисемейных взаимоотношений.

Дети подвергаются физическим наказаниям, чаще всего, при таких отклонениях семейной жизнедеятельности:

  • Уровень социального статуса отца является низким;
  • Семья строиться на старых традициях, призывающих применения метода «кнута и пряника»;
  • Ограниченности и ущемленности матери;
  • Нестабильным финансовым положением, низком уровне жизни;
  • Психических нарушениях в работе организма одного из родителей;
  • Асоциальном поведении родителей– алкоголизм, наркомания, уголовные преступления.

Синдром опасного обращения с детьми является важной социальной и педагогической проблемой. Требуется выявлять опасность своевременно, посредством деятельности медицинских специалистов: педиатров, травматологов, невропатологов, хирургов, а также педагоги в школах и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях должны обращать внимание на неадекватное поведение ребенка и уделять внимание исследованию его причин.

Проблема опасного обращения с детьми имеет глубокие исторические корни и требует особого рассмотрения. Воспитание, посредством применения физических наказаний может привести к серьезным последствиям будущей жизнедеятельности ребенка.

В основном это приводит к следующим проблемам:

  • Проблемы в построении своей семьи;
  • Организация и урегулирование супружеских взаимоотношений;
  • Разрешение основных проблем в быту;
  • Сложность социализации и общественного взаимодействия;
  • Трудности в профессиональной сфере, построении карьеры.

Казалось бы, физическое наказание, которое должно способствовать развитию ребенка и осознанию им своей неправоты, приводит к серьезным проблемам, разрешение которых требует привлечение специалистов: психологов, психиатров, и даже неврологов, поскольку могут возникнуть нарушения в работе нервных процессов.

Замечание 1

Поскольку физическое наказание сопровождается болевым переживанием, то боль активизирует развитие страха, сигнализируя об опасности, с которой требуется бороться. В ребенке скапливается агрессия, которую он проявляет не ко взрослым, которых он боится, а к другим людям, более слабым. Так развивается агрессивное поведение ребенка, которое закрепляется и может стать основой всей жизнедеятельности.

Страх относится к серьезным мотиваторам, которые активизируют желания избегать того, что пугает. Физические наказания не способствуют развитию познавательной активности и дисциплинированности, а приводят к тому, что ребенок ищет обходные пути и способы избежания наказания. Это приводит к тому, что ребенок начинает врать, убегать из дома, прятать вещи и т.д. Ребенок развивается неспособным доверять людям, не желает проявлять себя и свои способности, становится эмоционально закрытым.

Взаимоотношения между родителями и детьми должны строиться на основе равноправия, взаимного уважения и доверия, принятии родителями ребенка со всеми его положительными и отрицательными качествами, учитывая его желания, потребности и индивидуальные особенности. Все проблемы должны обсуждаться и их разрешение должно происходить совместными усилиями всех членов семьи.

Основные типы неправильного воспитания

Выделяют несколько основных типов неверного семейного воспитания:

  • Безнадзорность – основан на равнодушном отношении родителей к детям. Они не стремятся уделять внимание его проблемам, желаниям и воспитанию в целом. Это приводит к тому, что дети оказываются предоставленными самим себе и попадают под влияние сторонних лиц, которое оказывается не всегда положительным;
  • Гиперопека – основан на проявлении родителями излишней заботы по отношению к ребенку. Ребенок находится в центре внимания и все вертится вокруг него. Его поощряют, им восхищаются, потакают, исполняют все капризы, решают за него все проблемы. Это приводит к тому, что ребенок развивается несамостоятельным и неспособным преодолевать трудности. Он не уверен в себе и не оценивает адекватно свои способности и возможности;
  • Воспитание по типу «Золушки» - родители воспитывают ребенка в атмосфере безразличия, не проявляя по отношению к нему любви и заботы. При этом на показ родители могут вести себя внимательно и по доброму к ребенку. Это развивает чувство озлобленности и избыточной эмоциональной чувствительности;
  • Повышенная моральная ответственность – основано на стремлении родителей воспитать ребенка в соответствии со своими запросами и ожиданиями. Часто, на него возлагаются обязанности и заботы, которые для него трудны и потому это развивает страхи, неврозы, сложности во взаимодействии с другими людьми;
  • Жестокое воспитание – основано на наказаниях за любые незначительные шалости и провинности. Наказание приводит к последующим затруднениям в социальной адаптации, развивает жестокость и угодничество.

Причины выбора неправильного типа родительского воспитания

Основными причинами, по которым происходит выбор неправильного типа родительского воспитания являются личностные качества самих родителей и нарушения в личности самих родителей:

  • Отклонения в свойствах характера родителей;
  • Наличие проблем личностного характера, которые решаются за счет детей. Они основаны на неосознанной потребности: расширение области родительских чувств, предпочтение иных качеств в ребенке, перенос качеств, которыми хотелось бы обладать на ребенка, отсутствие единой направленности воспитания и его последовательности;
  • Развитие фобии возможной потери ребенка. Страх за ребенка приводит к неадекватной реакции на его потребности и стремления, что может привести к излишней опеки или, напротив, запретам;
  • Невежественность родителей. В этом случае, родители не считают, что интересы ребенка должны быть преобладающими и потому злятся на то, что он отвлекает их от иных дел и не проявляют должной любви и тепла по отношению к нему. Развитие невежественности может быть связана с неготовностью к становлению родителями и непринятию родительских ролей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :