Стиль воспитания в семье представляет собой комплекс установок, взглядов, понятий, принципов и идей, необходимых для формирования атмосферы, в которой будет расти и развиваться ребенок и готовится к социальной жизнедеятельности.
Стили семейного воспитания основываются на влиянии родителей и их авторитете в семье. Каждый родитель и иные члены семьи оказывают на воспитание ребенка определенное влияние. Важное значение имеет учет того, кто из членов семьи занимает доминирующее положение и каким образом он доминирует, а также значимости воздействия всех членов семьи на воспитание и развитие ребенка.
От семейных взаимоотношений, атмосферы, в которой развивается ребенок, возможности удовлетворения его нужд и потребностей зависит выработка ребенком конкретного типа поведения в дальнейшей жизнедеятельности. Модели поведения усваиваются детьми в семье. Поэтому от стиля семейного воспитания зависит нормальное развитие личности ребенка и его социализация.
Стиль семейного воспитания предполагает приемы взаимодействия между родителями и детьми, отношение родителей к детям, на основе применения конкретных средств и методов педагогического воздействия, выражающиеся в особой манере словесного обращения и взаимодействия.
Стиль семейного воспитания включает в себя четыре фактора изменения поведения родителей:
Стилей семейного воспитания существует множество разновидностей и классификаций. Становление характера ребенка происходит под влиянием семьи и его основные свойства зависят от конкретного стиля воспитания.
Среди многообразия стилей семейного воспитания можно выделить шесть основных стилей:
Первые три стиля семейного воспитания являются основными. Остальные же, в той или иной степени являются совокупностью проявления их черт.
Особенность этого стиля состоит в полном контроле и подавлении воли ребенка родителями. Все его действия и поступки четко прослеживаются и жестко контролируются. Не допускается ни малейших отклонений в поведении и за любую провинность применяются наказания морального и физического характера.
Мнение детей, их потребности и желания практически не учитываются. Правила не обсуждаются, а компромиссы никогда не рассматриваются.
Такое воспитание приводит к тому, что ребенок вырастает несамостоятельной личностью, способной лишь к выполнению чьих-то приказов и привыкшим к непрерывному контролю своей деятельности. Принятие самостоятельных решений, осознанный выбор и ответственность за свои действия оказывается невозможным.
Авторитарный стиль воспитания приводит к тому, что чувство семейной и родительской привязанности у детей не развивается. Дети испытывают страх перед наказанием, а когда понимают, что опасности нет, то их поведение становится неконтролируемым и агрессивным. В некоторых случаях дети вырастают безвольными и неуверенными в себе, а в некоторых очень конфликтыми и жестокими к окружающим. В качестве основного способа разрешения конфликтных ситуаций и решения проблем, выросшие на авторитарном стиле воспитания дети, видят только применение силы. При этом самооценка личности таких людей оказывается заниженной.
Такой стиль основывается на бесконтрольном поведении ребенка, благодаря полной свободе действий, предоставленной родителями. Как правило, родители не относятся серьезно к воспитанию ребенка и не учитывают особенностей его личности, духовные и материальные потребности.
Рисунок 1.
Методы педагогического воздействия – наказание и поощрение, используется неграмотно и не приносят должного эффекта.
Взаимодействие в семье, между родителями и детьми при таком стиле воспитания базируется на принципе всеразрешенности и низкой дисциплины. Родители оказываются не способны к управлению деятельностью ребенка и не направляют его на верный путь.
Воздействие такого стиля воспитания сказывается на дальнейших этапах развития и жизнедеятельности ребенка. Он не желает заниматься ни интеллектуальным, ни физическим трудом, не способен к выполнению каких-либо поручений, а может лишь требовать желаемого и добиваться своего любыми методами.
Поскольку стиль воспитания предполагает бесконтрольное поведение, то часто он приводит к тому, что дети вырастают отрицательными членами социума – преступниками, наркоманами, алкоголиками.
Стать полноценными членами общества, такие люди тоже не могут, поскольку не приучены справляться с трудностями и проблемами. Поэтому социальное развитие тормозится, а позитивная самооценка не развивается.
Этот стиль предполагает построение семейных взаимоотношений, основанных на теплоте и взаимопонимание между родителями и детьми с умеренными дисциплинарными требованиями и грамотном применении мер воздействия.
Детям обеспечивается эмоциональная поддержка, они окружаются вниманием и заботой. При этом от них требуется выполнение определенных обязанностей и умеренное послушание, не препятствующее саморазвитию и самоутверждению.
Рисунок 2.
Самостоятельность детей и личная ответственность поощряются, исходя из возрастных возможностей и особенностей развития детей.
Дисциплина строится на базе рациональных и проблемно-направленных стратегий, позволяющих обеспечить независимость детей и при этом развивает способности к социальной действительности и необходимости подчинения определенным правилам.
При демократическом стиле воспитания, детям дается выбор своего поведения, самостоятельное принятие решений и несение за них ответственности. Уважение детских потребностей, стремлений и решений приносит пользу и развитие и родителям и детям.
Взаимопонимание строится на основе убеждений, обсуждений проблемы, доводов и компромиссов. Это помогает приспособится к жизни в социуме и более успешно построить взаимоотношения с окружающими. Дети менее агрессивны и не страдают заниженной самооценкой.