Средства обучения представляют собой совокупность ресурсов, которые применяются педагогами и обучающимися в процессе обучения. Средства обучения позволяют повысить продуктивность учебного процесса и упростить его проведение.
К средствам обучения относятся различные материальные блага, технические устройства и приспособления, информационные ресурсы и человеческий капитал, которые используются в образовательной деятельности для достижения поставленных целей и задач. Применение этих ресурсов ориентировано на форсирование процесса передачи знаний и улучшения их восприятия и освоения.
В образовательном процессе применяется широкий спектр средств обучения. Выбор их вида обусловлен задачами конкретной дисциплины, потребностью в информационном обеспечении того или иного образовательного этапа, желанием педагога применять конкретное средство обучения.
Средства обучения выполняют три основные функции, которые работают только при тесном взаимодействии и дополняют друг друга. К ним относятся:
Средства обучения относятся к единственным материальным объектам, применяемым для достижения целей образовательной деятельности. Все иные компоненты образовательного процесса должны избираться в строгом соответствии средствам.
Насыщенность и полнота умственного развития зависит от применения средств обучения. Если они используется в готовом виде, то интенсивность познавательного процесса снижается, по сравнению с созданием новых средств обучения учениками и преподавателями, творческого подхода к их применению во время учебных занятий.
Применение средств обучения невозможно без соблюдения меры и точных пропорций обучающих материалов. Наглядных средств обучения должно иметься оптимальное количество, поскольку это способствует активизации познавательного интереса, улучшению восприятия и повышению качества обучения. При этом нельзя допускать и переизбытка средств обучения, чтобы сохранить мотивацию к знаниям. Применение четырех-пяти средств, раскрывающих изучаемый предмет с разных сторон является оптимальным.
Многообразие ресурсов, применяемых в образовательной деятельности можно подразделить на отдельные группы по различным основаниям.
В зависимости от трудности усвоения обучающимися, средства подразделяются на:
По форме воздействия на обучающихся ресурсы делятся на:
В зависимости от источника выделяют:
Более детализированная группировка средств обучения представлена в трудах Н.М. Шахмаева:
Тенденции современного развития обусловили выделение группы мультимедийных средств обучения. Они включают в себя компьютерные устройства и информационные технологии.
Рисунок 1. Средства обучения
Современные технологии позволяют использовать в образовательной деятельности персональные компьютеры, интернет пространство и иные информационные технологии.
В практике школьного обучения получили широкое применение различные обучающие компьютерные программы по большинству дисциплин. Интернет пространство также применяется в практике обучения. Это значительно расширяет возможности в получении познавательной информации как учениками, так и педагогами. Педагоги могут использовать данные интернет пространства для применения новых приемов обучения и методов воспитательного воздействия.
Персональные компьютеры непрерывно развиваются и совершенствуются. Сейчас, практически все модели являются мультимедийными: имеют отменную графическую оболочку, анимационные эффекты и стереозвук.
Благодаря развитию информационных технологий расширяется количество средств обучения. Созданы портативные калейдоскопы, мультимедийные проекторы, которые подключаются к ПК и позволяют выводить на большой экран изображения и обучающие материалы. В практику учебной деятельности постепенно внедряются электронные классные доски. На них, педагогом прописывается обучающая информация, которая моментально переносится и сохраняется на ПК, чтобы затем использоваться для изучения, путем чтения с монитора ПК или распечатки на бумажном носителе.
Информационно-образовательное пространство теперь создается путем применения электронных журналов и дневников. Это облегчает процесс доступа и контроля родителей за обучением своих детей и создает единую образовательную базу учебного заведения, облегчающую процесс взаимодействия внутри педагогического коллектива, между педагогами и родителями обучающихся.