Средства обучения


Средства обучения

Средства обучения их функциональное назначение

Определение 1

Средства обучения представляют собой совокупность ресурсов, которые применяются педагогами и обучающимися в процессе обучения. Средства обучения позволяют повысить продуктивность учебного процесса и упростить его проведение.

К средствам обучения относятся различные материальные блага, технические устройства и приспособления, информационные ресурсы и человеческий капитал, которые используются в образовательной деятельности для достижения поставленных целей и задач. Применение этих ресурсов ориентировано на форсирование процесса передачи знаний и улучшения их восприятия и освоения.

В образовательном процессе применяется широкий спектр средств обучения. Выбор их вида обусловлен задачами конкретной дисциплины, потребностью в информационном обеспечении того или иного образовательного этапа, желанием педагога применять конкретное средство обучения.

Средства обучения выполняют три основные функции, которые работают только при тесном взаимодействии и дополняют друг друга. К ним относятся:

  1. Познавательная – направлена на передачу обучающей информации в более рациональном и полном виде. Это способствует облегчению познавательного процесса, улучшению освоения информации, более осознанному восприятию фактов и закономерностей, наглядности преподаваемой информации о том или ином объекте, наблюдение за котором невозможно в данный момент.
  2. Развивающая – ориентирована на непрерывное развитие своих познавательных способностей, свойств и восприятия обучающей информации.
  3. Дидактическая – состоит в том, что средства обучения являются источниками информационных данных, знаний и навыков. Они способствуют мотивации к познавательной активности и помогают в усвоении учебного материала.

Средства обучения относятся к единственным материальным объектам, применяемым для достижения целей образовательной деятельности. Все иные компоненты образовательного процесса должны избираться в строгом соответствии средствам.

Насыщенность и полнота умственного развития зависит от применения средств обучения. Если они используется в готовом виде, то интенсивность познавательного процесса снижается, по сравнению с созданием новых средств обучения учениками и преподавателями, творческого подхода к их применению во время учебных занятий.

Применение средств обучения невозможно без соблюдения меры и точных пропорций обучающих материалов. Наглядных средств обучения должно иметься оптимальное количество, поскольку это способствует активизации познавательного интереса, улучшению восприятия и повышению качества обучения. При этом нельзя допускать и переизбытка средств обучения, чтобы сохранить мотивацию к знаниям. Применение четырех-пяти средств, раскрывающих изучаемый предмет с разных сторон является оптимальным.

Виды средств, применяемых в учебном процессе

Многообразие ресурсов, применяемых в образовательной деятельности можно подразделить на отдельные группы по различным основаниям.

В зависимости от трудности усвоения обучающимися, средства подразделяются на:

  • Простые – учебники, учебные пособия, плакаты, объемные модели, картины, реальные предметы;
  • Сложные – различные устройства и приборы, механическое и электротехническое оборудование: диаскоп, стетоскоп, микроскоп, техника для прослушивания аудио файлов и просмотра видео материалов, лингвистические кабинеты, ПК, информационные сети;

По форме воздействия на обучающихся ресурсы делятся на:

  • Визуальные – слайды, изображения, карты, глобус, диафильмы;
  • Аудио материалы;
  • Аудиовизуальные – различные видеозаписи, фильмы, ИКТ-презентации.

В зависимости от источника выделяют:

  • Природные – материалы натурального происхождения;
  • Условные – средства для отображения реальных объектов на основании символов и знаков;
  • Технические средства и материалы.

Более детализированная группировка средств обучения представлена в трудах Н.М. Шахмаева:

  1. Объекты окружающего мира – предметы, представленные в натуральном или специально обработанном для обучающего процесса виде: образцы камней и минералов, растения, элементы живой природы и технической среды;
  2. Действующие образцы – приборы, сооружения, машины, устройства;
  3. Модели и муляжи – сделанные на основании естественных природных объектов и технических средств, образцы из подручных материалов;
  4. Приборы и оборудование – бытовые и производственные приборы для проведения опытов и экспериментальных исследований;
  5. Графические ресурсы – картины, карты, чертежи, схемы;
  6. Контрольное оборудование – средства измерения для оценки деятельности обучающихся;
  7. Технологические средства – приборы и аппараты, построенные на аудио, видео и комплексных технологиях.

Тенденции современного развития обусловили выделение группы мультимедийных средств обучения. Они включают в себя компьютерные устройства и информационные технологии.

Средства обучения

Рисунок 1. Средства обучения

Современные средства обучения и их применение

Современные технологии позволяют использовать в образовательной деятельности персональные компьютеры, интернет пространство и иные информационные технологии.

В практике школьного обучения получили широкое применение различные обучающие компьютерные программы по большинству дисциплин. Интернет пространство также применяется в практике обучения. Это значительно расширяет возможности в получении познавательной информации как учениками, так и педагогами. Педагоги могут использовать данные интернет пространства для применения новых приемов обучения и методов воспитательного воздействия.

Персональные компьютеры непрерывно развиваются и совершенствуются. Сейчас, практически все модели являются мультимедийными: имеют отменную графическую оболочку, анимационные эффекты и стереозвук.

Благодаря развитию информационных технологий расширяется количество средств обучения. Созданы портативные калейдоскопы, мультимедийные проекторы, которые подключаются к ПК и позволяют выводить на большой экран изображения и обучающие материалы. В практику учебной деятельности постепенно внедряются электронные классные доски. На них, педагогом прописывается обучающая информация, которая моментально переносится и сохраняется на ПК, чтобы затем использоваться для изучения, путем чтения с монитора ПК или распечатки на бумажном носителе.

Информационно-образовательное пространство теперь создается путем применения электронных журналов и дневников. Это облегчает процесс доступа и контроля родителей за обучением своих детей и создает единую образовательную базу учебного заведения, облегчающую процесс взаимодействия внутри педагогического коллектива, между педагогами и родителями обучающихся.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :