В последние десятилетия в России происходит пересмотр и коренное изменение общественных устоев. Отсюда последуют и перемены в сфере народного образования, в том числе это коснется и общественного дошкольного воспитания. Народная система образования должна помочь реализовать современные учебно-воспитательные задачи детских садов. Народная педагогика приобрела сегодня иной актуальный смысл из-за гуманизации и демократизации нашего общества и жизни в целом.
Педагоги, как теоретики, так и практики, ищут новые пути повышения качества в воспитании детей и молодежи.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать: образовалась некая прослойка взрослых людей, выполняющих воспитательную функцию общества, и вносящих свою лепту в данный процесс на гражданских общественных началах. К ним относятся общественные активисты, лидеры, ветераны. В своей деятельности они следуют профессиональным педагогическим знаниям. Тем не менее их опора - это свой личный опыт и предыдущих поколений, а также здравый смысл.
Народная педагогика - это педагогика обычных людей, простого народа, комплекс эмпирических сведений и знаний в воспитательных вопросах, которые употребляли трудящиеся массы. Они были лишены возможностей обучения своих детей в школах.
Словосочетание «народная педагогика», несомненно и главным образом, применяется в значении педагогических знаний, распространяющихся в устной форме, понимающееся как устное педагогическое народное творчество. Без сомнения, это положение вобрало в себя и практическое функционирование трудящихся по воспитательному процессу подрастающего поколения. Это накопленный потенциал знаний и умений в воспитании, передающихся этнографическими и культурными традициями, народным, поэтическим и художественным творчеством, устойчивыми формами общения и коммуникации детей друг с другом и со взрослыми. Заключает во многом многовековые культурные типы воспитания.
Народная педагогика сохранила основные качества, которые имеются в воспитательных обычаях разных народов. Источники для исследования и обобщения народной педагогики - фольклорные жанры, этнографические и антропологические сведения, археологические раскопки, мемуары и многое другое. Педагогический потенциал народа, его требования к нормам морали, цели и средства особо ярко выражаются в устном народном творчестве: легенды, эпосы, поговорки, пословицы, загадки и т.д. Они имеют широкое распространение, доступны каждому, служат как средство влияния на умы и сознания, чувства детей и формируют у них положительные моральные качества.
Житейская практика пользуется всевозможными методами влияния на подрастающее поколение:
Даже сам образ жизни людей непосредственно связан с народной педагогикой. Объекты влияния в массовом воспитательном процессе - это подрастающее поколение в семьях (так называемое семейное воспитание). Огромную роль имеют средства массовой информации – переосмысление которой составляет актуальную социальную и педагогическую проблемы. Народные традиции воспитания в нашей стране невозможны без исследования влияния различных духовных и религиозных течений, учитывая длительный исторический перерыв.
Огромное внимание уделяется воспитательным возможностям в детской среде и детских группировках, игровым забавам и стилям коммуникации с детьми и самих детей. Данный путь предвосхитил социально-психологические исследования, осуществляемые современной наукой, и его прогностическое свойство еще не исчерпало себя. Существует детский жаргон, сатирический фольклор (дразнилки, прозвища, и т. п). В данный момент их роль является определяющей в становлении ребенка в группе сверстников.
После гуманизации и демократизации общественных устоев мы обращаемся к духовным ценностям, несущим в себе реалистический смысл. Это и язык, и традиции, и обычаи, и культура. Народная педагогическая система получила новый мощнейший толчок для своего дальнейшего творческого развития и потенциала в целом. Данные реалии указывают на огромные возможности, имеющиеся у народного образования в момент возрождения духовности общества. Народная педагогическая мудрость гласит: только духовное взаимодействие воспитателя и воспитанника принесет поистине огромные положительные плоды. А это значит только одно - педагогическая цель будет достигнута. Существует искусство воспитывать, но есть и умение воспитываться, то есть иметь цель приобщения к культурным ценностям человечества, и стремлением быть достойным гражданином своей Родины.
Сейчас такие закономерности воспитания человека можно успешно реализовать на основе интеграции педагогических сил в конкретном регионе. Организовано воспитательное воздействие должно быть таким образом, чтобы иметь неразрывную связь со всеми сторонами культурного бытия, и каждая из этих связей будет направлена на формирование таких условий, при которых пробуждается самосознание человека. Воспитательные возможности народной педагогики оптимизируются в том случае, если духовное пробуждение детей и их родителей осуществлено по методу воспитательной работы в микросреде, которая уже сложилась. На территории жилого района организовывается педагогический центр. Например, детский клуб по интересам, кружки, секции, кинотеатр.
Можно с уверенностью утверждать, что народная педагогика - это вид духовного развития и культуры общества. Выполняет она важнейшие общественные функции:
Осуществляются они исторически, их путь обусловлен классовой общественной природой; и зависимы они и от национальных жизненных факторов, так называемая этнопедагогика. И, несмотря на различные виды на протяжении всего времени выступала вперед общечеловеческая задача – воспитание подрастающего поколения. В последние годы произошло интенсивное взаимообогащение народной и научной педагогики. В своей оригинальном форме народной педагогике уже, видимо, не суждено возродиться – это будет соединение профессиональных научных знаний и опыта старшего поколения.